Анатомия - это что за наука? История развития анатомии. Краткий исторический очерк. Периоды и этапы развития Анатомии Сообщение о науке анатомия кратко

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАТОМИИ

История анатомии есть история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Эта борьба начинается с возникновения классов в эпоху рабовладельческого строя.

В Древней Греции под влиянием материализма. Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет» (panta rhei), формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.



Так, знаменитый врач Древней Греции -Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Следовательно, темперамент человека как одно из проявлений душевной деятельности его обусловлен состоянием соков тела, т. е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которая многообразна и может изменяться соответственно изменению тех же соков тела (диалектика).

Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные «жидкогонные» средства. Так и возникла «гуморальная» (humor - жидкость) теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины.

Врагом материализма и представителем античного идеализма был идеолог аристократической реакции Платон (427-347 гг, до н. э.). По Платону, организм человека управляется не материальным органом - мозгом, а тремя видами души, или «пневмы» помещающимися в трех главнейших органах тела - мозге, сердце и печени (треножник Платона).

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был дуалистом эклектиком. С одной стороны, он развивал идеалистическое учение своего учителя Платона о душе, которая есть действенное, животворное начало - энтелехия; все в природе, включая и человека, подчинено высшей целесообразности телеология (telos - цель). С другой стороны, в отличии от Платона он придерживался материалистического взгляда на душу, которая находится в единстве с телом и которая смертна и умирает вместе с ним. Он сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль, противоречащую религии, о том, что всякое животное происходит от животного (omne animal ex animali).

В Древнем Риме Клавдий Гален (130 - около 200 гг. н. э.) был выдающимся философом, биологом, врачом, анатомом и физиологом. В своих взглядах на организм он, с одной стороны, развивал идеализм Платона и телеологию Аристотеля, а с другой - подходил к изучению организма материалистически, т. е. был по существу эклектиком. Как рьяный платоник, он считал, что организм управляется тремя органами: печенью, где вырабатывается физическая пневма, распределяющаяся по венам; сердцем, в котором возникает жизненная пневма, передающаяся по артериям, и мозгом - средоточием психической пневмы, распространяющейся по нервам.

Следуя за телеологическими положениями Аристотеля, Гален смотрел на организм как на дивную машину, созданную для высшей цели, по замыслу верховного художника. Наряду с такими идеалистическими взглядами у Галена уживались и материалистические. Он считал человеческое тело состоящим из плотных и жидких частей (влияние Гиппократа).

Материализм Галена обнаружился и в самом подходе к изучению организма, который он исследовал путем наблюдения над больными и вскрытия трупов. Он впервые применил вивисекции и явился основоположником экспериментальной медицины.

В течение всего средневековья в основе медицины лежала анатомия и физиология Галена.

В эпоху феодализма IV-XVII вв. из медицинских сочинений были распространены только труды Галена, из которых церковники выхолостили материалистическую сущность. Они покровительствовали пропаганде идеалистических и теологических взглядов Галена о создании человека по высшему плану, т. е. богом, и преследовали за критику их.

Сделав этим учение Галена схоластическим и догматическим, церковь обеспечила господство галенизма на протяжении всей эпохи феодализма, препятствуя дальнейшему развитию анатомии и медицины вообще. Так было в Западной Европе. На Востоке, свободном от влияния католицизма, медицина продолжала развиваться.

После крещения Руси вместе с православием в ней распространилась византийская культура и была создана монастырская медицина, которая пользовалась лучшими творениями античной науки.

Анатомия и физиология для первых русских врачей были изложены в трактате неизвестного автора под заглавием «Аристотелевы проблемы», а также в комментариях игумена Белозерского монастыря Кирилла под названием «Учение Галинова на Иппократа», а анатомическая терминология - в сочинении Иоганна Экзарха «Шестоднев».

Положительную роль в преемственности античной науки сыграл и мусульманский Восток. Так, Ибн - Cина, или Авиценна (980-1037), написал «Канон медицины» (около 1000г.), который содержит значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, и к которым Ибн-Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляет не тремя органами (треножник Платона), а четырьмя: сердце, мозг, печень и яичко (четырехугольник Авиценны).

«Канон медицины» явился лучшим медицинским сочинением эпохи феодализма, и по нему учились врачи Востока и Запада до ХVII столетия.

Ибн-аль-Нафиз из Дамаска (XII в.) впервые открыл легочный круг кровообращения.

Эпоха Возрождения была эпохой, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли... по многосторонности и учености».

Такие титаны появились и в анатомии. Они разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположником - Везалий и завершителем - Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей и явился подлинным новатором в исследовании строения организма. В своих рисунках Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела; внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как предполагают, оказало влияние на труды революционера в анатомии А. Везалия.

В старейшем университете Венеции, основанном в 1222 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Патуанская школа) и был выстроен (b 1490 г.) первый в Европе анатомический театр.

На почве Падуи в атмосфере новых интересов и запросов и вырос революционер анатомии Андрей Везалий (1514-1565). Вместо схоластического метода толкования, характерного для средневековой науки, он подошел к изучению организма материалистически и использовал объективный метод наблюдения. Широко применив вскрытие трупов, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он смело разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200) и этим начал подрывать авторитет господствовавшей тогда галеновской анатомии. В тот период, как отметил Энгельс, прежде чем приступить к исследованию процессов, надо было исследовать вещи. Так возник метафизический, аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера.

Поэтому и Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве «О строении тела человека в семи книгах» (1543), которые И. П. Павлов охарактеризовал следующими словами: «Труд Beзалия - это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, I не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследующего ума».

Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой - бешеное сопротивление реакционных анатомов-галенистов, старавшихся сохранить падающий авторитет Галена. В этой борьбе Везалий погиб, но дело его развивалось его учениками и последователями.

Так, Габриэль Фаллопий (1523-1562) дал первое обстоятельное описание развития и строения ряда органов. Его открытия изложены в книге «Анатомические наблюдения». Его имя сохранилось до сих пор при обозначении ряда анатомических образований: «фаллопиевы трубы», «фаллопиев канал».

Бартоломео Евстахий (1510-1574 гг.), кроме описательной анатомии, изучал также историю развития организмов, чего не делал Везалий. Его анатомические познания и описания изложены в «Руководстве по анатомии», изданном в 1714 г. Его имя сохранилось до сих пор при обозначении различных анатомических образований: «евстахиева труба», «евстахиева заслонка».

Везалий, Фаллопий и Евстахий (своего рода «анатомический триумвират») построили в XVI в. прочный фундамент описательной анатомии. ХVII в. явился переломным в развитии медицины и анатомии. В этом столетии был окончательно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамент истинно научных представлений. Этот идейный разгром связан с именем выдающегося представителя эпохи Возрождения, английского врача, анатома и физиолога

Вильяма Гарвея (1578-1657) Гарвей, как и его великий предшественник Везалий, боролся с идеализмом в анатомии и подходил к изучению организма материалистически, т.е. пользуясь наблюдениями и опытом.

При изучении анатомии Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точки зрения. Он высказал гениальную догадку о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом, первый установил биогенетический закон, впервые доказанный А. О. Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей также выставил в противовес религии материалистическое положение, что всякое животное происходит из яйца (omne animal ex ovo). Это положение стало лозунгом для последующего развития эмбриологии, что дает право считать Гарвея основоположником эмбриологии.

Открытие кровообращения. Со времен Галена в медицине господствовало идеалистическое учение о том, что кровь, наделенная пневмой, движется по сосудам в виде приливов и отливов: понятия о круговороте крови до Гарвея еще не было. Это понятие родилось в борьбе с галенизмом, в которой участвовал ряд анатомов-материалистов.

Так, Везалий, убедившись в непроницаемости перегородки между желудочками сердца, первый начал критику представления Галена о переходе крови из правой половины сердца в левую якобы через отверстия в межжелудочковой перегородке.

Ученик Везалия - Peaльд Коломбо (1516-1559) показал, что кровь из правого сердца в левое попадает не через указанную перегородку, а через легкие по легочным сосудам. Об этом же писал испанский врач и богослов Мигуэль Сервет (1509-1553) в своем произведении «Восстановление христианства». Как враг идеализма он был обвинен в ереси и сожжен в 1553 г. на костре со своей книгой. Таким образом, развитие анатомии было связано с трагической судьбой, обычно постигавшей многих передовых борцов науки, посягавших на авторитет церкви. Ни Коломбо, ни Сервет, по-видимому, не знали об открытии араба Ибн-аль-Нафиза, о котором говорилось выше.

Другой преемник Везалия и учитель Гарвея - Иероним Фабри ц и й (1537-1619) описал в 1574 г. венозные клапаны. Эти исследования подготовили открытие кровообращения Гарвеем, который на основании своих многолетних (17 лет) экспериментов отверг идеалистическое учение Галена о пневме и вместо представления о приливах и отливах крови нарисовал стройную картину круговорота ее.

Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628).

Маленькая книжка Гарвея создала эпоху в медицине.

Опубликование ее вызвало двойную реакцию: сочувственную - со стороны передовых ученых и злобную - со стороны консерваторов. Тогдашнее ученое общество разделилось на 2 партии - галенистов и гарвеистов, выражавших два мировоззрения в науке - идеалистическое и материалистическое. Сам Гарвей, как и Везалий, подвергался гонениям и клевете, но материалистическое учение его победило. В этом диалектический закон неодолимости в развитии живого, прогрессивного.

После открытия Гарвея еще оставался неясным переход артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними не видимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги (1628-1694), когда был изобретен микроскоп и возникла микроскопическая анатомия. Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи (мальпигиев слой), селезенки (мальпигиевы тельца), почки (мальпигиевы тельца) и ряда других органов.

Изучив анатомию растений, Мальпиги расширил положение Гарвея «всякое животное из яйца» в положение «все живое из яйца» (omne vivum ex ovo).

Мальпиги явился тем, кто открыл предсказанные Гарвеем капилляры. Однако он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные.

Только А. М. Шумлянский (1748-1795), изучивший строение почек, доказал отсутствие мифических «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, А. М. Шумлянский впервые показал, что кровеносная система замкнута, и этим окончательно «замкнул» круг кровообращения.

Итак, представление о кровообращении явилось результатом коллективного творчества ряда блестящих ученых. В начале этого ряда стоит Везалий, в конце - Гарвей. Между ними целый период борьбы материалистов с идеалистами, в результате которой был окончательно разгромлен схоластический галенизм в медицине.

Поэтому открытие кровообращения имело значение не только для анатомии и физиологии, но и для всей биологии и медицины. Оно ознаменовало новую эру: конец схоластической медицины феодализма и начало научной медицины капитализма.

В эпоху капитализма сложился французский материализм XVIII в. Борясь с идеализмом и религией, французский материализм срывал венец божественного творения с человека и доказывал, что вся природа, неорганическая и органическая, включая и человека, подчиняется общим законам. Так как из всех наук в то время была наиболее развита только механика, то эти общие законы сводились к законам механики, и сам французский материализм был механистическим. Среди его представителей были врачи. «Врачом Леруа начинается эта школа, во враче Кабанисе она достигает своего кульминационного пункта, врач Ламетри является ее центром».

Жюльен Оффре Ламетри (1709-1751) рассматривал человеческий организм как особого рода одушевленную машину, и свой знаменитый трактат он озаглавил «Человек - машина». За опубликование этого атеистического произведения Ламетри подвергся нападкам и преследованиям церковников.

На почве механистического материализма сложились взгляды и крупнейших анатомов XVlIl в. -Морганьи, Биша и др.

Джиованни Морганьи (1682-1771) создал патологическую анатомию. Так как при вскрытии трупов бросались в глаза изменения крупных структур - органов, то причиной болезни он считал заболевания органов и на организм смотрел как на механическую сумму их. Так возникло органолокалистическое направление в медицине, имевшее до определенного времени прогрессивное значение.

К. Биша (1771-1802) углубил это механистическое направление, перенеся внимание с органов на ткани и заложив основы гистологии (наука о тканях). Если Морганьи смотрел на организм как на сумму органов, то Биша рассматривал его как сумму тканей; их же он считал носителями болезней.

Хотя общие взгляды Биша на организм представляют смесь механистического материализма с идеализмом (он наделял ткани особой жизненной силой), тем не менее они сыграли большую роль в развитии морфологии.

В XIX в. была создана клеточная теория, заключавшаяся в признании в клетках того общего, что свойственно растениям и животным и из чего возникают ткани и органы всех живых организмов. Поэтому Энгельс указал среди трех великих открытий естествознания XIX в. клеточную теорию.

Немецкий морфолог Рудольф Вирхов (1821-1902) применил теорию клеточного строения к изучению больного организма и создал так называемую клеточную (целлюлярную) патологию. В этом положительная сторона деятельности Вирхова. Однако его воззрения оказали и отрицательное влияние. Поддерживая как государственный деятель тогдашний буржуазный строй Пруссии, он и организм сравнивал с государством клеток, федерацией клеточных территорий. Такое отрицание целостности организма представляло собой механицизм, а наделение отдельных клеточных территорий способностью к самостоятельной жизни - витализм, т. е. идеализм. Такие взгляды Вирхова на организм шли вразрез с уже слагавшейся в то время передовой философией диалектического материализма, вследствие чего они подверглись критике со стороны одного из основоположников этой философии - Энгельса. Вирхов не признавал ведущей роли нервной системы в объединении организма и этим тормозил развитие идеи нервизма. Он выступал также против эволюционной идеи Дарвина, чем проявил себя как метафизик.

Совокупность всех этих идеалистических, механистических и метафизических представлений, названных «вирховианством.. стала господствовать в буржуазной медицине, приобретшей анатомо-локалистический характер. И понадобилось длительное время - почти 100 лет, чтобы идейно разгромить вирховианство. Это было сделано в нашей стране - родине диалектико-материалистической идеи нервизма, сменившей реакционную идею вирховианства.

В противоположность метафизическому воззрению в XIX в. стала укрепляться диалектическая идея развития, совершившая переворот в биологии и медицине и ставшая целым учением (дарвинизм), положившим начало эволюционной морфологии.

Дарвинизм был подготовлен всем ходом предшествовавшей науки, в первую очередь эмбриологии и сравнительной анатомии. Так, член Российской Академии наук К. Ф. Вольф (1733-1794) показал, что в процессе эмбриогенеза никакого изначального предобразования (преформизма) органов не существует, а они возникают и развиваются заново (эпигенез). Поэтому в противовес идеалистической теории преформизма он выдвинул материалистическую теорию эпигенеза и явился пионером материалистической эмбриологии, за что подвергся гонениям со стороны ученых-идеалистов.



Французский естествоиспытатель Ламарк (1774-1828) в своем сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды.

Продолжатель эмбриологических исследований Вольфа русский академик К. М. Бэр (1792-1876) открыл яйцо млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках. Эти исследования создали ему славу отца эмбриологии. Бэр незадолго до Дарвина высказал идею превращения видов, и хотя он критиковал Дарвина за его положение о борьбе за существование, но считал, что «подготовил учение Дарвина».

Гениальный английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) в своем сделавшем эпоху произведении «Происхождение видов» (1859) доказал единство животного мира и пришел к заключению, что человек произошел вместе с современными антропоморфными обезьянами от вымершей теперь формы высокоразвитых человекообразных обезьян.

Совокупность открытых Дарвином фактов и его теория получили название дарвинизма, который разоблачил библейскую легенду о сотворении человека богом и нанес сокрушительный удар религии. Поэтому церковь и реакционная наука стали препятствовать развитию дарвинизма в Западной Европе и Америке. Следует отметить, что благодаря трудам передовых русских ученых-материалистов дарвинизм стал быстро развиваться в России, где нашел как бы вторую родину.

Эмбриологические исследования А. О. Ковалевского, а также Бэра, Мюллера, Дарвина и Геккеля нашли свое выражение в так называемом биогенетическом законе («онтогенез повторяет филогенез»). Последний был углублен и исправлен А. Н. Северцовым. А. Н. Северцов показал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии. Так дарвинизм получил свое развитие в трудах русских морфологов и эмбриологов.

Классики марксизма, с одной стороны, критиковали дарвинизм за его методологические ошибки, а с другой - высоко оценивали его как одно из трех величайших открытий естествознания XIX в. Энгельс даже сравнил роль Маркса в науке об обществе с ролью Дарвина в науке о природе.

Показав, что человек произошел от какой-то древней обезьяны, Дарвин решил этот вопрос односторонне, осветив его со стороны биологической; он не имел возможности показать те факторы, которые определяли возникновение человека. Эту проблему разрешили основоположники марксизма К. Mаркс и Ф. Энгельс, из которых последний в своем сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написано в 1876 г., опубликовано в 1896 г.) доказал, что решающим условием становления человека явилось употребление орудий труда, благодаря чему стадо обезьян превратилось в общество людей, «труд создал человека». Эта теория Энгельса, названная трудовой теорией происхождения человека, легла в основу передовой современной науки.

Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

2. Исторические этапы развития анатомии.

Этапы развития анатомии как науки

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный: охватываетVстолетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2) Научного развития: вбирает отIVстолетия до н.э. и доXVстолетия н.э. УчёныеIVвека: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). ВоIIвеке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).

3) Период возрождения:XVIвек - и первая половинаXVIIвека. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4) Микроскопический период: вторая половинаXVIIиXVIIIвеков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5) Сравнительно-эмбриональный период:XIX-XXвв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.

Первые анатомические сведения имелись еще у древних народов. Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции, где взгляды на строение человеческого организма формировались под влиянием стихийного диалектического материализма древнегреческих философов Демокрита и Гераклита. Великий врач Древней Греции Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) считал, что в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Материализм Гиппократа состоял в том, что он связывал душевную деятельность человека, его темперамент с состоянием соков тела, т. е. материи. Болезнь, по мнению Гиппократа, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Поэтому он ввел в практику лечения различные жидкогонные методы. Так проявлялась связь теоретических представлений Гиппократа о строении человеческого организма с медицинской практикой. Заслуга Гиппократа заключается в том, что он собрал и систематизировал факты и наблюдения, передававшиеся до него из поколения в поколение.

Крупнейший философ и ученый Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н. э.) подходил к изучению организма с точки зрения его развития. В противоположность религиозным представлениям о божественном происхождении животного мира Аристотель выдвинул идею, что всякое животное происходит от животного. Он уже отличал нервы от сухожилий, определил значение сердца как "первого двигателя" крови, а также сделал попытку сравнительного изучения строения животных, изучал развитие зародыша, положив начало сравнительной анатомии и эмбриологии.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-200 гг. н. э.), выдающийся философ, биолог, анатом и физиолог античного Рима. Как и Гиппократ, он считал, что организм человека состоит из жидких частей (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а также из твердых частей. Гален полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. По его мнению, нарушение отправлений организма является следствием изменений в его материальном составе. В этом проявлялся материализм Галена. Однако, изучая анатомию животных, чаще собак и обезьян, он почти без изменений переносил полученные данные на человека, что повлекло за собой целый ряд ошибок. Созданная им теория кровообращения содержала ошибочное представление о строении сердца и сущности кровообращения. Это было вызвано недостаточным знанием анатомии человека и животных и недооценкой значения препарирования. Положения этой теории долгое время вводили в заблуждение врачей и тормозили научное развитие естествознания и медицины. Однако у Галена были и правильные наблюдения: он дал классификацию костей и их соединений, описал различные отделы головного мозга и 7 пар черепномозговых нервов, впервые увидел, что стенки артерий, желудка, кишок состоят из слоев, имеющих различное строение. Гален правильно отметил связь между строением и функцией органов.

В дальнейшем на протяжении более 13 столетий, в период застоя и упадка науки, в условиях феодального общества, в медицине безраздельно господствовал авторитет Галена. Католическая церковь, распространившая свое влияние на Западную Европу, выхолостила из трудов Галена материалистическую сущность и покровительствовала пропаганде взглядов о создании человека по высшему плану, т. е. богом. Положения Галена принимались безоговорочно со всеми их ошибками, поскольку вскрытие человеческих трупов запрещалось церковью и каралось законом.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд выдающегося ученого, поэта и врача Ибн-Сины (Авиценна, 980-1037). В его книге "Канон медицины" содержатся анатомо-физиологические сведения о строении человеческого организма, а также оригинальные взгляды на происхождение болезней и лечение больных.

В эпоху Возрождения (период XIV-XVI веков) в Западной Европе произошел "...величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством..." * .

* (Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1969, стр. 7. )

В этот период был заложен прочный фундамент анатомии человека благодаря трудам Леонардо да Винчи (1452-1519), Андрея Везалия (1514-1564), Габриэля Фаллопия (1523-1563), Бартоломео Евстахия (1510-1574).

Особое место среди них занимает Андрей Везалий, родом из Брюсселя, который явился основоположником научной анатомии человека. Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. Заняв в 23-летнем возрасте кафедру хирургии в Падуанском университете (Италия), он через некоторое время обобщил свои исследования анатомии человека в классическом труде "О строении тела человека о семи книгах" (1543). В этой работе Везалий показал многочисленные ошибки Галена и нанес удар авторитету схоластической галеновской анатомии. Им впервые были представлены точные сведения по описательной анатомии человека. Он разработал особую методику препарирования и изготовления анатомических препаратов, изобрел и применил специальный инструментарий. В атмосфере схоластики средневековой науки и преклонения перед авторитетом Галена открытия Везалия были встречены враждебно реакционными анатомами: Сам Везалий подвергся гонениям, однако взгляды его распространялись и стали в конце концов общепризнанными. В это время последователи Везалия (Евстахий, Фаллопий, Варолио, Боталлио и др.) получили много новых анатомических фактов.

Семнадцатый век ознаменовался трудами выдающегося английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей не ограничился исследованием трупов животных и простым описанием их строения, а стал наблюдать функциональные явления на живых объектах. В 1628 г. Гарвей опубликовал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", в котором он изложил результаты своего многолетнего экспериментального изучения кровообращения. Гарвей впервые открыл и доказал круговорот крови в организме. Он предсказал наличие невидимых простым глазом соединений между артериями и венами. Эта догадка Гарвея была в дальнейшем подтверждена Марчелло Малыпиги (1628-1694) и А. М. Шумлянским (1748-1795).

Открытие кровообращения не исчерпывает значения трудов Гарвея, который, кроме того, является основоположником эмбриологии. Он же высказал материалистическое положение, что всякое животное происходит из яйца. Это положение резко отличалось от существовавших в то время фантастических теорий о самозарождении. Гарвею принадлежит и гениальная мысль о том, что животное в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет развитие вида (филогенез).

В XVII столетии был изобретен микроскоп, что привело к появлению микроскопической анатомии. В 1622 г. Каспар Азелли (1581-1628) открыл млечные сосуды и тем самым положил начало изучению лимфатической системы. В этот период происходит скачок в развитии морфологической науки. Анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии. К старому методу рассечения организмов присоединились экспериментальные методы, позволившие выяснить функциональное значение наблюдаемых структур, а также микроскопическое изучение тканей, инъекция сосудов и т. д. Определился эволюционный подход к изучению животных организмов, что привело в дальнейшем к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

Возникшие в эпоху Возрождения науки в последующие века быстро развивались. Происходило дальнейшее выделение новых наук, возникали новые теории. В XVIII веке Д. Морганьи (1682-1771) изучал на трупах изменения органов, вызываемые болезнями; это положило начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях, заложив основы будущей науки гистологии. В XIX веке Теодор Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биологии и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития.

Крупнейшим событием XIX века явился подготовленный развитием предшествовавшей науки дарвинизм, в котором была сформулирована эволюционная концепция развития живой природы. В 1859 г. была опубликована книга гениального английского ученого Чарльза Дарвина (1809-1882) "Происхождение видов". В этом труде Дарвин показал изменчивость видов животных в процессе приспособления их к условиям существования. Опровергая укоренившееся до него представление о неизменности видов животных и о "божественном" происхождении человека, он доказал единство животного мира и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян. Дарвинизм нанес сокрушительный удар религии и вскрыл несостоятельность религиозных утверждений о сотворении человека богом.

Дарвинизм нашел благоприятную почву в России, где он, благодаря исследованиям прогрессивных русских ученых - братьев А. О. Ковалевского и В. О. Ковалевского, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, А. Н. Северцова - получил дальнейшее творческое развитие. Учение Дарвина, очищенное от методологических ошибок * , успешно развивается советской биологией.

* (Чарльз Дарвин распространил положение о борьбе за существование, лежащее в основе эволюционного развития видов животных и растений, на антропогенез, т. е. считал, что главным фактором превращения обезьяны в человека явилась борьба за существование. Это неверное положение, приводящее к биологизации социальных законов и отсюда к реакционным социальным выводам (например, к мальтузианству), было подвергнуто критике и исправлено Ф. Энгельсом в его книге "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Как известно, Ф. Энгельс открыл и доказал, что становление человека произошло под влиянием труда. )

Эволюционное учение Дарвина и трудовая теория Энгельса о происхождении человека по-новому осветили задачи анатомии. Анатомия не могла теперь только описывать и объяснять строение человека. Она была направлена на изучение закономерностей становления человеческого организма.

В конце XIX века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Применение этих лучей составило эпоху в анатомии и медицине.

В России начало XVIII века совпало с бурным ростом экономики и развитием культуры; начался период преобразований Петра I. Растущая промышленность нуждалась в развитии наук. В связи с этим в 1725 г. в Петербурге была открыта Российская академия наук, в которой работал великий русский философ-материалист, литератор, общественный деятель и крупнейший ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Значение М. В. Ломоносова в развитии отечественных наук, в том числе и анатомии, трудно переоценить. Под влиянием его идей о материальности и познаваемости всех процессов и явлений природы отечественная анатомия с самого начала получила материалистическую направленность. Ученики и последователи М. В. Ломоносова, первый русский академик анатом А. П. Протасов, русский профессор анатом К. И. Щепин, создатель первого в России анатомического атласа М. И. Шеин и др., проводившие научные исследования в области анатомии, развивали идеи М. В. Ломоносова. Профессор анатомии Российской академии наук К. Ф. Вольф, нашедший в России свою вторую родину, явился одним из основоположников научной эмбриологии и предвестником эволюционной идеи.

К. Ф. Вольф совершил, по оценке Ф. Энгельса, научный подвиг, впервые подвергнув резкой критике теорию постоянства видов и провозгласив учение об их развитии.

В XVIII веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795), использовавшего микроскоп, в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и впервые точно определил значение почечного (мальпигиева) тельца. Кроме того, А. М. Шумлянский показал, что переход артериальных сосудов в вены в почках совершается через капилляры, и тем самым создал правильное представление о внутриорганном кровообращении.

В конце XVIII века на русскую анатомию оказали большое влияние труды выдающегося революционного демократа, ученого, писателя и последовательного материалиста во взглядах на природу А. Н. Радищева (1749-1802), развивавшего прогрессивные идеи М. В. Ломоносова. Так же, как и М. В. Ломоносов, он считал основным условием научного познания предметов и явлений опыт. Как последовательный материалист он провозгласил единство душевного и телесного мира. В вопросе о происхождении человека А. Н. Радищев задолго до Дарвина придерживался эволюционных взглядов.

В 1798 г. была учреждена Петербургская медико-хирургическая академия (в настоящее время Военно-медицинская ордена Ленина академия имени С. М. Кирова), в которой кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). П. А. Загорский создал русскую анатомическую школу и написал первый оригинальный учебник анатомии на русском языке. В основе преподавания и научно-исследовательской работы П. А. Загорского и его учеников лежали идеи развития и функциональной обусловленности формы. Преемником П. А. Загорского по кафедре был его ученик, анатом и хирург И. В. Буяльский (1789-1866).

В 1844 г. И. В. Буяльский издал руководство "Краткая общая анатомия тела человеческого", в котором много внимания уделил учению о тканях, составляющих органы, и заложил основы учения об индивидуальной изменчивости, успешно развитого впоследствии В. Н. Шевкуненко. Изданные И. В. Буяльским в 1828 г. "Анатомико-хирургические таблицы, объясняющие производство операций перевязывания больших артерий", в которых он соединил знания анатомии с хирургией, получили общее признание и принесли русской анатомии мировую известность.

В начале XIX века период накопления анатомических фактов с помощью обычного препарирования трупов в основном завершился. Необходимы были новые методы исследования строения органов и тканей. В исследовательскую работу были широко введены микроскоп и эксперимент. Создание клеточной теории, появление учения Дарвина, успехи сравнительной анатомии и эмбриологии, техническое перевооружение исследовательской работы - все это способствовало всестороннему развитию анатомии. Под влиянием запросов практической медицины и в силу необходимости глубокого изучения теоретических вопросов в новом аспекте из анатомии стали выделяться в качестве самостоятельных научных дисциплин сравнительная анатомия, гистология, патологическая анатомия и топографическая анатомия. Топографическая анатомия, начало которой было положено И. В. Буяльским, получила дальнейшее развитие в работах Н. И. Пирогова.

Н. И. Пирогов (1810-1881), русский анатом и хирург, явился подлинным создателем топографической анатомии. Он первым указал на необходимость связывать практическую медицину с анатомией. Н. И. Пирогов отличался от крупнейших хирургов своего времени превосходным знанием анатомии и умел применить эти знания в хирургии. Именно поэтому он достиг блестящей оперативной техники. Известно, что для извлечения пули у итальянского революционера Гарибальди был приглашен Н. И. Пирогов, а не кто-нибудь другой из европейских хирургов. В то время даже известные хирурги Англии, Франции и Германии не считали необходимым глубокое изучение анатомии. Н. И. Пирогов стремился к улучшению и расширению преподавания анатомии для студентов и врачей. По его инициативе в 1844 г. при Петербургской медико-хирургической академии был образован Анатомический институт, где под руководством Н. И. Пирогова прошли курс практических занятий по анатомии тысячи врачей.

Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомической школе. Он написал первые руководства по топографической анатомии, не потерявшие своего значения и в наши дни. Он ввел в анатомию экспериментальный метод, подошел с функционально-анатомических позиций к анализу формы и структуры органов и т. д. Н. И. Пирогов был не только крупным ученым, но и вдумчивым преподавателем. Следует напомнить замечательные слова Н. И. Пирогова: "Самой высшей для меня наградой я почел бы убеждение, что анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по складам, но что изучение ее так же необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других".

Таким образом, в XIX веке передовые отечественные анатомы под влиянием материалистических идей разрабатывают основы функциональной анатомии (А. П. Протасов, П. А. Загорский, Н. И. Пирогов). Простое накопление анатомических фактов, являвшееся основной целью старой описательной анатомии, перестало соответствовать требованиям времени. Нужен был другой подход к изучению строения организмов. Этот новый подход определился эволюционным учением, пришедшим на смену старому идеалистическому представлению о неизменяемости животных форм.

В начале XX века Россия становится центром мирового пролетарского революционного движения и передовой научной мысли. Возникает ленинизм - высшее достижение русской и мировой культуры. Биология обогащается трудами К. А. Тимирязева и И. В. Мичурина, которые поднимают дарвинизм на новую высшую ступень. Дарвинизм превращается из учения, только объясняющего живой мир, в науку, переделывающую его. В это же время И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов, разрабатывая вопросы физиологии, создают прочную научную основу медицины - теорию нервизма.

П. Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии. Он широко применял эксперимент и считал, что при изучении анатомии главным объектом должен быть живой человек. П. Ф. Лесгафт один из первых использовал в анатомии рентгеновы лучи. Его заслугой является также то, что он теоретически обосновал необходимость физического воспитания, широко пропагандировал свои идеи и распространял физическую культуру в России.

Под влиянием эволюционного учения на рубеже XIX и XX веков развивается учение о возрастных особенностях строения организма человека, получившее название "возрастной анатомии", основоположником которой явился профессор педиатрии Н. П. Гундобин (1860-1908).

Из приведенных кратких исторических сведений о развитии анатомии в России видно, что отечественная анатомия совместно с отделившимися от нее научными дисциплинами (гистология, эмбриология, сравнительная и возрастная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия и др.) к началу XX столетия решала на высоком научном и методологическом уровне важные для теории и практической медицины проблемы. Отечественная анатомия в этот период характеризовалась практической направленностью, четко определившимися эволюционным и функциональным подходами в изучении строения организма.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открыв новую эпоху в истории человечества, создала неисчерпаемые возможности для развития науки. Коммунистическая партия вывела науку на широкий путь творческого развития и поставила ее на службу народу. Социалистическое общество создало все условия для процветания наук. С установлением Советской власти анатомия, гистология и эмбриология, как и другие биологические науки, получили широкие возможности для своего развития. Биологической и медицинской науками стали заниматься большие коллективы ученых, в настоящее время насчитывающие в своих рядах десятки тысяч человек.

Если до Великой Октябрьской социалистической революции в России было только 13 высших медицинских учебных заведений, то уже в первое десятилетие после революции их стало 35, а теперь их насчитывается около 100. При всех медицинских вузах имеются кафедры нормальной и топографической анатомии. Кроме того, вопросы морфологии разрабатываются во многих научно-исследовательских учреждениях системы здравоохранения СССР, Академии наук СССР, в институтах Академии медицинских наук СССР, в университетах, в физкультурных и сельскохозяйственных вузах и научно-исследовательских институтах и др. В составе Академии медицинских наук СССР созданы Институт мозга и Институт морфологии человека.

Достижения советской анатомии огромны. Вооруженные диалектическим материализмом, восприняв лучшие традиции и направления отечественной анатомической науки, советские анатомы успешно разрабатывали и разрабатывают основные проблемы анатомия. К таковым относятся вопросы типовой анатомии, макро- и микростроение центральной и периферической нервной системы, иннервация внутренних органов и сердечно-сосудистой системы, возрастная анатомия, экспериментальное изучение пластических свойств сосудистой системы и коллатерального кровообращения, сосудисто-нервные взаимоотношения, функциональная морфология двигательного аппарата, морфология лимфатической системы, коллатеральное лимфообращение, филогенез и эмбриогенез нервной системы и многие другие.

Благодаря успехам анатомии и других наук стал возможен прогресс современной клинической медицины. В частности, широкое развитие получили нейрохирургия, грудная и сердечно-сосудистая хирургия, восстановительная хирургия и др.

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат Г. М. Иосифов, В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко и др.

Иосифов Гордей Максимович (1870-1933), профессор анатомии Томского, а затем Воронежского медицинского института. Он разработал современное учение о лимфатической системе человека и животных, широко известен трудами в этой области. Его монография "Анатомия лимфатической системы" принесла автору мировое признание.

Воробьев Владимир Петрович (1876-1937), академик, профессор анатомии Харьковского медицинского института. Разработал оригинальную стереоморфологическую методику изучения конструкции органов, заложил основы макромикроскопической анатомии. Известен своими работами в области вегетативной иннервации внутренних органов. Подготовил первый советский анатомический атлас. Бальзамировал тело B. И. Ленина по методу, разработанному им совместно с Б. И. Збарским.

Тонков Владимир Николаевич (1872-1954), профессор анатомии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова, действительный член АМН СССР. Один из первых применил в 1896 г. метод рентгеноскопии в анатомии. Последовательно развивал функциональное (экспериментальное) направление в анатомии. Создал учение о коллатеральном кровообращении. Написал широко известный учебник анатомии, выдержавший несколько изданий.

Шевкуненко Виктор Николаевич (1872-1952), профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени C. М. Кирова, действительный член АМН СССР, лауреат Государственной премии. Разработал учение об индивидуальной изменчивости формы, строения и топографии органов, имеющее большое значение для хирургии. Издал первые отечественные капитальные руководства по оперативной хирургии и топографической анатомии.

Крупный вклад в развитие советской гистологии внесли А. А. Заварзин и Б. И. Лаврентьев.

А. А. Заварзин (1886-1945) изучал проблемы филогенетического развития тканей.

Б. И. Лаврентьев (1892-1944) создал новое оригинальное направление в нейрогистологии. В научных исследованиях широко использовал экспериментальные методы, заложив прочные основы советской нейрогистологии.

Биология - одна из самых масштабных и крупных наук в современном мире. Она включает в себя целый ряд различных наук и разделов, каждый из которых занимается изучением определенных механизмов в работе живых систем, их жизнедеятельности, строения, молекулярной структуры и так далее.

Одной из таких наук как раз и является интересная, очень древняя, но по сей день актуальная наука анатомия.

Что изучает

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее строение и морфологические признаки тела человека, а также развитие человека в процессе филогенеза, онтогенеза и антропогенеза.

Предметом изучения анатомии является:

  • форма человеческого тела и всех его органов;
  • строение органов и тела человека;
  • происхождение людей;
  • индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез).

Объектом изучения данной науки является человек и все имеющиеся у него внешние и внутренние особенности строения.

Сама анатомия как наука сложилась очень давно, так как интерес к строению и функционированию внутренних органов был актуален для человека всегда. Однако современная анатомия включает в себя ряд смежных разделов которые тесно с ней связаны и рассматриваются, как правило, комплексно. Это такие разделы анатомии, как:

  1. Систематическая анатомия.
  2. Топографическая или хирургическая.
  3. Динамическая.
  4. Пластическая.
  5. Возрастная.
  6. Сравнительная.
  7. Патологическая.
  8. Клиническая.

Таким образом, анатомия человека - это наука, изучающая все, что хоть как-то касается строения тела человека и его физиологических процессов. Кроме того, данная наука тесно связана и взаимодействует с такими отпочковавшимися от нее и ставшими самостоятельными науками, как:

  • Антропология - учение о человеке как таковом, его положении в системе органического мира и взаимодействии с социумом и окружающей средой. Социальные и биологические характеристики человеческого существа, сознание, психика, характер, поведение.
  • Физиология - наука обо всех процессах, происходящих внутри человеческого организма (механизмы сна и бодрствования, торможения и возбуждения, нервные импульсы и их проведение, гуморальная и нервная регуляция и так далее).
  • Сравнительная анатомия - занимается изучением эмбрионального развития и строения разных органов, а также их систем, при этом сравнивая эмбрионы животных разных классов, таксонов.
  • Эволюционное учение - учение о происхождении и становлении человека со времен появления на планете и до наших дней (филогенез), а также доказательство единства всей биомассы нашей планеты.
  • Генетика - изучение генетического кода человека, механизмы хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение.

В результате мы видим, что анатомия человека - это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.

История развития анатомии

Свои корни анатомия обнаруживает еще в глубокой древности. Ведь с самого появления человека ему было интересно знать, что находится у него внутри, почему, если пораниться, идет кровь, что она собой представляет, почему человек дышит, спит, ест. Все эти вопросы издревле не давали покоя многим представителям человеческой расы.

Однако ответы на них пришли не сразу. Понадобилось не одно столетие, чтобы накопить достаточное количество теоретических и практических знаний и дать полный и развернутый ответ на большинство вопросов о работе человеческого организма.

История развития анатомии условно подразделяется на три основных периода:

  • анатомия древнего мира;
  • анатомия Средних веков;
  • новое время.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Древний мир

Народы, которые стали основоположниками науки анатомии, первые люди, интересующиеся и описывающие строение внутренних органов человека - это древние греки, римляне, египтяне и персы. Представители именно этих цивилизаций дали начало анатомии как науке, сравнительной анатомии и эмбриологии, а также эволюции и психологии. Подробно рассмотрим их вклад в виде таблицы.

Временные рамки Ученый Открытие (вклад)

Древний Египет и Древний Китай

XXX - III вв. до н. э.

Врач Имхотеп Первым описал головной мозг, сердце, движение крови по сосудам. Свои открытия делал на основе вскрытия при мумификации трупов фараонов.
Китайская книга "Нейцзин" Описаны такие органы человека, как печень, легкие, почки, сердце, желудок, кожа, мозг.
Индийское писание "Аюрведа" Довольно подробное описание мышц человеческого тела, описания головного мозга, спинного мозга и канала, определены типы темпераментов, охарактеризованы типы фигур (телосложений).
Древний Рим 300-130 гг. до н. э. Герофил Первый, кто вскрывал трупы с целью изучения строения тела. Создал описательно-морфологический труд "Анатомика". Считается родителем науки анатомии.
Эразистрат Считал, что все состоит из мелких частиц, а не из жидкостей. Изучал нервную систему, вскрывая трупы преступников.
Врач Руфий Описал многие органы и дал им название, изучил зрительные нервы, провел прямую зависимость головного мозга и нервов.
Марин Создал описания небного, слухового, голосового и лицевого нервов, некоторых частей ЖКТ. Всего написал около 20 сочинений, подлинники которых не сохранились.
Гален Создал более 400 трудов, 83 из которых были посвящены описательной и сравнительной анатомии. Изучал раны и внутреннее строение тела на трупах гладиаторов и животных. На его трудах около 13 веков обучались врачи. Главная ошибка была в теологических взглядах на медицину.
Цельс Ввел медицинскую терминологию, изобрел лигатуру для перевязки сосудов, изучал и описывал основы патологии, диеты, гигиены, хирургии.
Персия (908-1037 гг.) Авиценна Организм человека управляется четырьмя основными органами: сердцем, яичком, печенью и мозгом. Создал большой труд "Канон врачебной науки".
Древняя Греция VIII-III в. до н. э. Эврипид На животных и трупах преступников сумел изучить воротную вену печени и описать ее.
Анаксагор Описал боковые желудочки мозга
Аристофан Открыл наличие двух мозговых оболочек
Эмпедокл Описал ушной лабиринт
Алкмеон Описал ушную трубу и зрительный нерв
Диоген Описал многие органы и части кровеносной системы
Гиппократ Создал учение о крови, слизи, желтой и черной желчи как четырех основополагающих жидкостях организма человека. Великий врач, его трудами пользуются до сих пор. Признавал наблюдение и опыт, отрицал теологию.
Аристотель 400 работ из различных отраслей биологии, в том числе и по анатомии. Создал много трудов, считал основой всего живого душу, говорил о сходстве всех животных. Сделал вывод об иерархии в происхождении животных и человека.

Средние века

Данный период характеризуется разрухой и упадком в развитии каких бы то ни было наук, а также господством церкви, которая запрещала вскрытия, исследования и изучение анатомии на животных, считала это грехом. Поэтому значительных перемен и открытий в это время не совершалось.

А вот эпоха Возрождения, напротив, дала многие толчки к современному состоянию медицины и анатомии. Основной вклад внесли трое ученых:

  1. Леонардо да Винчи. Его можно считать основоположником Свои художественные таланты применил на благо анатомии, создал свыше 700 рисунков, точно изображающих мышцы, скелет. Анатомия органов и их топография показаны им четко и правильно. Для работы занимался
  2. Яков Сильвий. Учитель многих анатомов своей современности. Открыл борозды в строении головного мозга.
  3. Андеас Везалий. Очень талантливый доктор, много лет посвятивший тщательному изучению анатомии. Свои наблюдения проводил на основе вскрытия трупов, многое о костях узнал по собранным на кладбище материалам. Труд всей его жизни - семитомная книга "О строении человеческого тела". Его труды вызвали противостояние в массах, так как в его понимании анатомия - это такая наука, которая должна изучаться на практике. Это противоречило трудам Галена, которые находились на тот момент в большом почете.
  4. Главным его трудом стал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных". Он первым доказал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, из крупных в мелкие через мельчайшие трубочки. Также ему принадлежит первое высказывание о том, что каждое животное развивается из яйца и в процессе своего развития повторяет все историческое развитие живого в целом (современный биогенетический закон).
  5. Фаллопий, Евстахий, Виллис, Глиссон, Азелли, Пекэ, Бертолини - имена тех ученых данной эпохи, которые своими трудами дали полное представление о том, что представляет собой анатомия человека. Это неоценимый вклад, давший начало современному старту в развитии данной науки.

Новое время

Данный период относится к XIX - XX векам и характеризуется рядом очень важных открытий. Все они смогли быть совершены благодаря изобретению микроскопа. Марчелло Мальпиги дополнил и обосновал практически то, что в свое время предсказал Гарвей - наличие капилляров. Ученый Шумлянский подтвердил это своими работами, а также доказал цикличность и замкнутость кровеносной системы.

Также ряд открытий позволил более подробно раскрыть понятие "анатомия". Это были следующие работы:

  • Гальвани Луиджи. Этот человек внес огромный вклад в развитие физики, так как открыл электричество. Однако он же сумел рассмотреть наличие электрических импульсов в животных тканях. Так он стал родоначальником электрофизиологии.
  • Каспар Вольф. Опроверг теорию преформизма, утверждавшую, что все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, а потом просто вырастают. Стал основоположником эмбриогенеза.
  • Луи Пастер. В результате многолетних опытов доказал существование бактерий. Разработал методы вакцинации.
  • Жан Батист Ламарк. Внес огромный вклад в эволюционные учения. Он первым высказал мысль о том, что человек, как и все живое, развивается под влиянием окружающей среды.
  • Карл Бэр. Открыл половую клетку женского организма, описал и дал начало развитию знаний об онтогенезе.
  • Чарльз Дарвин. Внес огромный вклад в развитие эволюционных учений и объяснил происхождение человека. Им же доказано единство всего живого на планете.
  • Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Боткин, Ухтомский, Бурденко - имена русских ученых XIX-XX века, которые дали полное понятие о том, что анатомия - это целая наука, комплексная, многогранная и всеобъемлющая. Их трудам обязана медицина во многих вопросах. Именно они стали первооткрывателями механизмов иммунитета, высшей нервной деятельности, спинного мозга и нервной регуляции, а также многих вопросов генетики. Северцовым было основано направление в анатомии - эволюционная морфология, которое базировалось на основе (авторы - Геккель, Дарвин, Ковалевский, Бэр, Мюллер).

Своим развитием всем этим людям и обязана анатомия. Биология - это целый комплекс наук, но анатомия является древнейшей и ценнейшей из них, так как затрагивает самое важное - здоровье человека.

Что такое клиническая анатомия

Клиническая анатомия - это промежуточный раздел между топографической и хирургической анатомией. Она рассматривает вопросы строения общего плана какого-либо конкретного органа. Например, если речь идет о гортани, то врачу перед операцией необходимо знать общее положение данного органа в теле, с чем он связан и как взаимодействует с другими органами.

Сегодня клиническая анатомия очень широко распространена. Часто можно встретить выражения клиническая анатомия носа, глотки, горла или любого другого органа. Вот клиническая анатомия как раз и расскажет, из каких составляющих слагается данный орган, где он расположен, с чем граничит, какую роль играет и так далее.

Каждый врач-специалист узкого профиля знает полностью клиническую анатомию того органа, над которым работает. Это и есть залог успешного лечения.

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия - это раздел данной науки, который занимается изучением онтогенеза человека. То есть рассматривает все процессы, сопровождающие его от момента зачатия и стадии эмбриона до момента окончания жизненного цикла - смерти. При этом главным фундаментом для возрастной анатомии является геронтология и эмбриология.

Основоположником этого раздела анатомии можно считать Карла Бара. Именно он первый высказал предположение об индивидуальном развитии каждого живого существа. Позже этот процесс был назван онтогенезом.

Возрастная анатомия дает представление о механизмах старения, что немаловажно для медицины.

Сравнительная анатомия

Сравнительная анатомия - это наука, главной задачей которой является доказательство единства всего живого на планете. А конкретно данная наука занимается сравнением эмбрионов разных видов животных (не только видов, но и классов, таксонов) и выявлением общих закономерностей в развитии.

Сравнительная анатомия и физиология - это тесно взаимосвязанные структуры, изучающие один общий вопрос: как выглядят и функционируют эмбрионы разных существ в сравнении друг с другом?

Патологическая анатомия

Патологическая анатомия - это научная дисциплина, занимающаяся изучением патологических процессов в клетках и тканях человеческого существа. Это дает возможность изучать различные заболевания, просматривать влияние их течения на организм и, соответственно, находить методы лечения.

Задачи патологической анатомии следующие:

  • изучить причины различных заболеваний у человека;
  • рассмотреть механизмы их возникновения и протекания на клеточном уровне;
  • выявить все возможные осложнения при патологиях и варианты исхода болезней;
  • изучить механизмы смерти от заболеваний;
  • рассмотреть причины неэффективности лечения патологий.

Основоположником данной дисциплины является Именно им была создана целлюлярная теория, говорящая о развитии заболеваний на уровне клеток и тканей организма человека.

Топографическая анатомия

Топографическая анатомия - это научная дисциплина, иначе именуемая хирургической. Основу ее составляет разделение тела человека на анатомические области, каждая из которых находится в определенной части тела: голове, туловище или конечностях.

Основными задачами данной науки являются:

  • детальное строение каждой области;
  • синтопия органов (расположение их относительно друг друга);
  • связь органов с кожей (голотопия);
  • кровоснабжение каждой анатомической области;
  • лимфоотток;
  • нервная регуляция;
  • скелетотопия (отношению к скелету).

Все эти задачи формируются в условиях принципов: изучение с учетом болезней, патологий, возраста и индивидуальных особенностей организмов.

История развития анатомии начинается до нашей эры. Первые письменные сведения о внутренних органах содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI–VII вв. до н. э). В индусской книге «Аюр-Веда» («Знание жизни», VI в. до н. э.). Наибольшие успехи в изучении анатомии в Древнем мире были достигнуты в Античной Греции. Первые ученые-анатомы (Алкмеон из Кротоны, первая половина V в. до н.э.) вскрывали трупы животных для изучения строения их тела.

Гиппократа (V-IV век до н. э.) – величайшего древнегреческого врача и анатома, называют отцом медицины. Он сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, собрал в своих книгах имевшиеся в то время сведения о строении тела человека, описал часть костей крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель (IV век до н. э.) вскрывал животных, описал множество фактов о их строении. Самым главным органом считал сердце, дал название «аорте» (от греч. аег – воздух, tereo – содержу), интересовался развитием зародыша человека, отметил общие черты сходства человека с животными, ввел термин «антропология» и утверждал, что «семя есть начало».

Первыми в Античной Греции начали вскрывать трупы людей Герофил и Эразистрат (III в. до н. э.).

Выдающийся врач и энциклопедист Древнего мира Клавдий Гален из Пергама (131–201 гг.) обобщил имеющиеся к тому времени анатомические знания, описал ряд анатомических структур человека, основываясь на строении тела животных. Он первым заинтересовался функцией органов. Труды Галена в течение 14 веков были основным источником анатомических и медицинских знаний и неизменно пользовались покровительством церкви. Основной дошедший до нас труд Галена – «О назначении частей тела человека».

Безраздельное господство церкви в эпоху раннего феодализма (V–X вв.) тормозило прогресс науки в странах Европы. В то же время быстро развивалась культура народов Востока. Мусульманская религия также запрещала вскрывать трупы, поэтому анатомия изучалась по книгам Гиппократа, Аристотеля, Галена, которые переводились на арабский язык.

Великий философ, ученый и врач Востока Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах-ибн Сина (Авиценна, X-XI в.) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержались многочисленные сведения по анатомии и физиологии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был впервые переведен на латинский язык в XII в. ипереиздавался более 30 раз.

В начале второго тысячелетия быстро развиваются города, торговля, культура, что послужило основой развития науки, в том числе биологии и медицины. В Европе возникли первые медицинские школы. Развитию анатомии способствовало создание в XII XIV вв. в Европе первых университетов, в XIII в. в них возникли медицинские факультеты.

В 1326 г. Мондино да Люцци издал учебник анатомии, основанный на данных вскрытия двух женских трупов. Учебник был переиздан 25 раз. В XIV–XV вв. университетам было дано право по особому распоряжению вскрывать один – два человеческих трупа в год. В 1238 г. император Фридрих II разрешил вскрывать один труп раз в 5 лет, а в 1240 г. он издал указ об обязательном вскрытии трупов при изучении анатомии. В течение XIV – XV вв. началось преподавание анатомии в Венеции, Вене, Болонье, Париже и других городах. В 1595 г. в Падуе был построен первый в Европе анатомический театр.

В эпоху Возрождения анатомия, как и другие науки, шагнула далеко вперед. Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи (1452–1519) и Андрей Везалий (1514–1564). Великий художник, математик, инженер Леонардо да Винчи вскрыл 30 трупов, сделал около 800 точных и оригинальных рисунков костей, мышц, сердца и других органов и научно описал их. Он изучил пропорции тела человека, классифицировал мышцы и сделал попытку объяснить их функцию с точки зрения законов механики, описал ряд возрастных особенностей человека. Можно сказать, что Леонардо да Винчи первым изучил функциональную анатомию двигательного аппарата. Его интересовали также вопросы сравнительной анатомии.

Андреас Везалий является основоположником описательной анатомии . Основываясь на изучении трупов, он в 1543 г. издал труд «О строении человеческого тела», в котором научно описал строение органов и систем человека, указал на анатомические ошибки многих анатомов, открыто выступил против ошибочных взглядов Галена. Главная заслуга Везалия в том, что он создал подлинно систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.

Исследования А. Везалия способствовали дальнейшему развитию анатомии. Его ученики и последователи в XVI – XVIII вв. сделали множество анатомических открытий, уточнений, исправлений ранее допущенных ошибок.

В XVII – XIX вв. анатомия обогащалась все новыми фактами. В анатомии возникло и успешно развивалось функциональное направление . В 1628 г. английский ученый Уильям Гарвей (1578–1657) доказал, что кровь движется по замкнутому кругу, опроверг учение Аристотеля о самозарождении и впервые высказал положение «всякое живое из яйца».

Благодаря усовершенствованию микроскопа Антоном ван Левенгуком (1632–1723) появилась возможность изучить тонкое строение органов и тканей. Левенгук по праву считается основоположником научной микроскопии .

М. Мальпиги (1628–1694) впервые описал легочные альвеолы и капилляры, изучил и опи­сал микроскопическое строение эритроцитов, почек, селезенки, кожи и других органов.

В XVII в. были опубликованы многие книги и анатомические атласы. Во второй половине XVII в. голландец Р. де Грааф обнаружил в яичнике фолликулы. Ж. Кювье (1769–1832) является основоположником сравнительной анатомии . Он создал учение о типах животных на основании строения нервной системы, сформулировал принцип корреляции частей организма.

Значительную роль в развитии анатомии человека и микроскопической анатомии сыграл труд М. Биша (1771–1802) «Общая анатомия», в котором впервые было изложено учение о тканях, органах и системах. Тем самым Биша положил начало гистологии . К. М. Бэр (1792–1876) заложил основы эмбриологии . Он открыл яйцеклетку человека и описал развитие ряда органов.

В XIX веке анатомия из науки описательной превратилась в науку синтетическую , функциональную . Выдающийся немецкий ученый Т. Шванн (1810–1882) создал клеточную теорию. Большое влияние на дальнейшее развитие клеточной теории и вообще на учение о клетке оказал Р. Вирхов (1821–1902). Благодаря трудам Ч. Дарвина в XIX в. возникла новая наука – антропология .

Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Г. Мендель открыл законы наследственности. А. Вейсман доказал, что хромосомы являются носителями наследственных факторов.Э. ван Бенеден, Т. Бовери и О. Гертвиг описали мейоз.В. Флемминг описал митоз. Т. Морган в начале XX в. доказал положение о сцеплении генов в хромосомах. Открытие Х-лучей В. Рентгеном в 1895 г. привело к созданию принципиально новой анатомии живого человека, рентгеноанатомии .

В XX в. анатомия достигла больших успехов в функциональной анатомии, гистологии, цитологии .В. Гис, Л. Ашофф, А. Кис, М. Флек, С. Тавара разработали учение о проводящей системе сердца.

Успехи цитологии в XXв. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугирования, радиоавтографии и др. Одним из величайших открытий XXв. стала расшифровка структуры ДНК Дж. Уотсоном, Ф. Криком и М. Уилкинсом.

Развитие отечественной анатомии. В древнерусских рукописях X XIII вв. имеются некоторые анатомические сведения о строении органов, большинство из них основано на взглядах и положениях Галена.

В XV XVI вв. в вышедших в России книгах «Врата Аристотелевы» и «Тайна Тайных» наряду с теоретическими вопросами медицины были изложены представления античных авторов об анатомии, их обсуждение и краткое описание телосложения человека. В 1658 г. в Московской медицинской школе состоялся выпуск врачей, изучавших анатомию «по скелету». В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел с латинского языка на русский труды Везалия задолго до их перевода на другие языки (на немецкий – лишь в 1781 г.).

При Петре I в России было создано несколько медицинских школ. В Москве, Петербурге, Кронштадте и Барнауле. Анатомию преподавали по рукописным учебникам Г. Бидлоо (1670-1735) «Зеркало анатомии», а также по первому русскому анатомическому атласу (1744) М. И. Шеина (1712-1762), который первым создал русскую анатомическую терминологию.

В 1724 г. была создана Российская Академия наук, а в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова (1711–1765) был открыт Московский университет. Курс анатомии в университете читал на русском языке ученик Ломоносова анатом академик А.П. Протасов (1724–1796), автор многих русских анатомических терминов, который выполнил ряд серьезных работ по телосложению человека, строению и функции желудка.

Первый русский профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735–1802) высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. профессор Н. М. Амбодик-Максимович (1744–1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1782 г. А. М. Шумлянский (1748–1795) издал труд «О строении почек», в котором описал открытую им капсулу клубочка и мочевые канальцы.

В XIX в. были широко известны московские анатомы Е. О. Мухин (1766–1850), выпустивший «Курс анатомии» (1812), и И. М. Соколов (1816–1872), издавший «Атлас анатомо-хирургических таблиц». Д. Н. Зернов (1843–1917) в течение многих лет возглавлял кафедру в Московском университете. Он написал руководство по описательной анатомии человека, которое выдержало 14 изданий. В нем впервые введена международная Базельская анатомическая номенклатура. Д. Н. Зернов изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

Академик П. А. Загорский (1764–1846), основатель Петербургской анатомической школы, изучал сравнительную анатомию, высказал мнение о связи между структурой и функцией. Он является автором первого русского оригинального учебника по анатомии «Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела». Ученик П. А. Загорского И.В. Буяльский (1789–1866) опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии, первым в России использовал в анатомии коррозионный метод.

Великий ученый Н.И. Пирогов (1810 – 1881) разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах через замороженные трупы. Он создатель новой отрасли анатомической науки – топографической анатомии – и учения о взаимоотношениях главных кровеносных сосудов и фасций, автор «Полного курса прикладной анатомии», атласа «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы». Н.И. Пирогов был выдающимся экспериментатором. Он организовал в Медико-хирургической академии Анатомический институт. Ученик и последователь Н.И. Пирогова В.Л. Грубер (1814–1890) создал в Петербурге лучший анатомический музей, коренным образом реорганизовал преподавание анатомии. Его работы посвящены главным образом систематической и сравнительной анатомии.

Выдающийся анатом П.Ф. Лесгафт (1837–1909), профессор Петербургского и Казанского университетов, считается основоположником функциональной анатомии и теории физического воспитания , он автор труда «Основы теоретической анатомии». Лесгафт выдвинул и обосновал положение о возможности направленного изменения структуры человеческого организма путем воздействия на его функции, в первую очередь с помощью физических упражнений. Лесгафт – один из пионеров рентгеноанатомии . Большой вклад в анатомическую науку внесли киевский анатом В.А. Бец (1834 – 1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, коры головного мозга и описал гигантопирамидальные нейроциты; ученик Д.Н. Зернова М.А. Тихомиров (1848 - 1902), автор монографии «Варианты артерий и вен» (1900); Ф.А. Стефанис (1865 – 1917), изучавший лимфатическую систему тела человека.

В. Н. Шевкуненко (1872 – 1952) разработал учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов, о типах строения органов, ветвления сосудов и нервов.

Значительный след в истории анатомии XX в. оставил Н.К. Лысенков (1865 – 1941), автор популярного учебника по анатомии, выдержавшего несколько изданий.

Углубление анатомических исследований привело в настоящее время к относительному обособлению ряда разделов анатомии. Традиционны в нашей стране успехи в изучении анатомии лимфатической системы. Заслуга в этом принадлежит Г.М. Иосифову (1870-1933), Д.А. Жданову (1908-1971), М.С. Спирову (1892-1973), Ю.И. Бородину, М.Р. Сапину и их ученикам. Внимание ученых привлекает анатомия головного мозга и нервной системы. В этой связи необходимо упомянуть В.А. Беца (1834-1894), В.М. Бехтерева (1857-1927), В.П.Воробьева, В.Н. Терновского (1888-1976). Существенный вклад советские анатомы внесли в изучение крове­носных сосудов, а также в выяснение путей микроциркуляции. Огромное значение в этом отношении имеют работы В.Н. Тонкова (1872-1954), Б.А. Долго-Сабурова(1900-1960), В.В. Куприянова и их учеников.

Несомненны также успехи в разработке проблем возрастной и конституциональной морфологии . Ведущие позиции здесь принадлежат антропологам московской школы, которую долгие годы возглавлял В.В. Бунак (1891-1979).