Средневековая русь: яды как средство сведения счетов. Князь Олег: биография основателя Древнерусской державы Достижения и успехи

Доктор исторических наук Т. ПАНОВА.

Рассказами о ядах, этом безотказном орудии в руках злодея или коварного противника, мало кого удивишь. Ими пестрят исторические сочинения о средневековом прошлом многих стран мира (особенно Франции и Италии), когда яд часто решал династические и политические споры. Да и страницы современных детективов изощренностью сюжетов не уступают злодействам Средневековья. Знакомясь с русскими летописями и записками иноземцев, посещавших Московию в XIV-XVII веках, видишь, что в России ничуть не меньше прибегали к ядам, чем в просвещенной Европе. Однако эта сторона жизни наших предков обычно остается за пределами интересов историков. А между тем современные методы исследования дают возможность проверить летописные сообщения об убийствах, совершенных с помощью яда, - реальных или предполагаемых. Так бывает, когда удается провести тонкий химический анализ останков, сохранившихся до наших дней (кстати, иногда такие исследования могут сказать и о болезнях, которыми страдал давно умерший). Богатейший материал дают захоронения Московского Кремля. Здесь сходятся две исторические линии: записи летописца, как правило, фиксировали сведения о жизни и смерти знатных особ, а именно их погребение происходило в центральных соборах России, которые стоят и поныне. О многих исследованиях такого рода журнал уже писал (см. статьи Т. Пановой в журнале "Наука и жизнь", № 7, 1995 г.; № 4, 1997 г.; № , 2001 г.; № , 2004 г.; №№ и , 2006 г.). Однако еще очень многие детективные сюжеты прошлого ждут своего разрешения.

На средневековой миниатюре изображена типичная для того времени европейская аптека.

В "Мартирологе" Джона Фокса (сборнике повествований о христианских святых и мучениках) повторена история о том, что король Иоанн был отравлен монахом. Англия. Начало XIII века.

"Дештилятор" за работой в "пропускной палате" древнерусской аптеки, иначе говоря, фармацевт за приготовлением лекарства. Рисунок из рукописи (по списку XVII века).

Баночки, подобные этой, итальянской, использовали для медицинских снадобий в XV веке.

Миниатюра из "Лицевого летописного свода" XVI века изображает больного, принимающего из рук врача "лекарское зелие".

И в древности носовое кровотечение останавливали с помощью ватного тампона - "бумашки", как сказано в Галицынском томе "Лицевого летописного свода".

Анализируя исторические события и судьбы, прежде всего понимаешь: в повседневной жизни того отдаленного времени, о котором пойдет речь, яды, вернее их применение, не были чем-то необычным. Во всяком случае, летописцы-монахи повествовали о подобных историях без особого удивления и порицания. Более того, иногда даже сообщали о способе отравления, как, например, когда писали о смерти князя Ростислава Тмутараканского (он приходился внуком Ярославу Мудрому), отравленного в 1066 году. А было это так. В доверие к князю вкрался приехавший из Византии "котопан" (чиновник, администратор). На одном из пиров Ростислава с дружиной греческий гость предложил князю выпить чашу вина "пополам". О моменте отравления Ростислава в Троицкой летописи сказано: "Он же (грек. - Прим. авт. ) испил половину, а половину дал князю пить, держа палец на краю чаши, имея под ногтем яд", или, как тогда называли, "растворимое смертное". Кому нужна была смерть князя? Об этом можно лишь гадать.

В середине XIII века судьба Руси оказалась надолго связанной с монгольским государством, вернее - с мощным союзом кочевых племен, созданным Чингисханом (Темучином). Поездки русских князей в ставку ордынских ханов (по вызову или для получения ярлыка на княжение) всегда были тяжелым испытанием, которое нередко заканчивалось трагически. Именно так погиб в 1246 году владимиро-суздальский князь Ярослав III Всеволодович, отец Александра Невского. Об этом пишет в "Истории монголов" итальянский путешественник, монах францисканец-минорит Джованни да Плано Карпини: "В то время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора (то есть хана. - Прим. авт. ), которая как бы в знак почета дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительно посинело. Поэтому верили, что его там опоили, чтобы свободнее завладеть его землею".

Карпини предположил, что та же участь ждала и Александра Невского: "Мать императора... поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней <...> все верили, что если он явится, она умертвит его или <...> подвергнет вечному плену". Это и случилось, но значительно позже, в 1263 году, когда князь Александр, выехав из Орды, почувствовал себя плохо и скончался по дороге на Русь.

Как видим, кочевники хорошо знали тихую силу ядов и широко пользовались ими, устраняя не только противников, но и соперников. "Монгольский обыденный изборник", посвященный описанию жизни великого Чингисхана (он жил в 1155-1227 годы), рассказывает, как погиб от яда его отец, Есугай-Баатур: "По дороге в Цекцерской степи <...> пировали Татары. Повстречавшись с ними, Есугай-Баатур решил задержаться на празднике, так как томился жаждой. Татары <...> вспомнили свои старые обиды и счеты. И вот, с умыслом тайно извести его отравой, они подмешали ему яду. Уезжая от них, он почувствовал себя дурно, через трое суток, добравшись домой, сильно занемог <...> и скончался".

В русские письменные источники проникли слухи о том, что в Твери умерла от яда жена московского князя Юрия Даниловича, Агафья, ставшая в 1317 году пленницей тверского князя Михаила Ярославича. О том упоминают не только летописи, но и "Житие Михаила Ярославича Тверского", созданное в конце XIV века. В нем говорится, что обвинение против Михаила Тверского прозвучало на суде в ставке ордынских ханов. Князь все отвергал, призывая в свидетели Господа Бога, но гибели так и не избежал - его убили в 1318 году.

Попытку отравить московского князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского, героя Куликовской битвы) зафиксировали русские летописи под 1378 годом. Сражение на реке Воже, когда удалось разбить войска хана Бегича, стало первой крупной победой русских над ордынцами. Среди пленных оказался поп, наперсник некоего Ивана Васильевича, потомка московских тысяцких. Как выяснилось, Иван был очень разобижен на московского князя Дмитрия, упразднившего в 1374 году институт тысяцких, чем лишил его, Ивана, надежд на высокое положение при московском дворе. Возненавидев князя Дмитрия, он ушел служить в Тверь, к извечным врагам Москвы. А у плененного попа, об этом поведавшего, нашли "злых зелий лютых мешок". Видимо, опасения за жизнь князя Дмитрия были обоснованными: редкий для XIV века случай, когда в летописях упоминаются пытки, которым подвергли попа, сосланного затем "в заточение на Лаче-озеро".

Яды в конце XIV столетия - серьезная реальность. Это подтверждает и уникальная археологическая находка, обнаруженная в Московском Кремле в 1843 году при строительстве "ледников на царский обиход". В земле тогда нашли медный кувшин с бумажными и пергаменными грамотами периода правления Дмитрия Донского и небольшой глиняный сосудик, так называемый сфероконус, содержащий ртуть. Соли ртути (сулема) и мышьяк ("мышье зелье") - самые популярные яды Средневековья.

Наступил век XV. Если двигаться по хронологии событий, то следует сказать о смерти племянника великого литовского князя Витовта, случившейся в Москве. Краткие сведения об этом событии есть у Н. М. Карамзина. В его труде "История государства Российского" приведены выписки из несохранившихся до сегодняшних дней источников. Из них известно: в 1440-е годы в Москве появился двоюродный брат великой княгини Софьи Витовтовны (вдовы Василия I) Михаил, и появился неслучайно - в Литве, охваченной неурядицами, шла острая борьба за власть.

Необычен, а вернее, греховен способ, каким расправились в 1452 году со знатным литовцем: "Какой-то игумен Московский отравил Михаила ядом в просфоре". Кому-то он мешал, кто-то был заинтересован в смерти князя Михаила Витовта, жившего уже в изгнании на Руси. Но кто именно, сказать трудно.

Вторая четверть XV века ознаменовалась жестокой и долгой борьбой за престол между внуками Дмитрия Донского: великим князем Василием II, с одной стороны, и князьями - галицким и звенигородским Василием Косым, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным - с другой.

На страницы летописей попала подробная "история болезни" Дмитрия Юрьевича Красного, умершего 22 сентября 1441 года. Симптомы ее вызвали недоумение у летописца своей неопределенностью. В те времена многие болезни распознавали довольно точно, и они имели определенные названия. В данном же случае описание недуга князя Дмитрия начинается со слов: "Быть же нечто дивное в болезни его". Тяжелое, но неведомое заболевание сначала вызвало потерю аппетита и сна, затем усугубилось кровотечением из носа. "Кровь пустися из обое ноздрю, яко пруткы течаху <...> отец же его духовный Осиа <...> заткну бумашкою ноздри его".

В какой-то момент князь почувствовал себя немного лучше, что обрадовало его приближенных, но вскоре впал в тяжелое беспамятство. Очнувшись, промучился еще два дня и скончался. Видимо, кровь выступала и на теле князя вместе с потом - во всяком случае, об этом коротко упоминается в летописном описании течения болезни: "мняше кровь ту за пот".

Князь Дмитрий Красный (Красивый) умер совсем молодым, еще неженатым, и полагать, что у него внезапно развилось какое-то смертельное заболевание, нет оснований. Быстрое течение недуга и его симптомы типичны для отравления. Да и последующая судьба его брата, князя Дмитрия Шемяки, заставляет подозревать здесь злую волю.

История смерти звенигородского князя Дмитрия Юрьевича Шемяки (великий князь московский в 1445-1447 годах) отличается от других случаев тем, что мы точно знаем всех ее участников. Известны и причины. Главная из них - борьба за московский стол, в ходе которой Дмитрий Шемяка сумел захватить великого князя московского Василия II, ослепил его (в отместку за ослепление своего брата, Василия Юрьевича, великим князем) и отправил в ссылку. Вернув себе власть, Василий Темный (как теперь называли Василия II) жестоко отомстил мятежному князю, нашедшему после поражения убежище в Великом Новгороде.

Никто из участников этого преступления конечно же не желал огласки. И поэтому в официальных хрониках того времени о смерти Дмитрия Шемяки сохранились лишь общие сведения: летом 1453 года, "июля 23 приде весть к великому князю из Новагорода (Василий Темный слушал тогда вечернюю службу в церкви Бориса и Глеба. - Прим. авт. ), что князь Дмитрий Шемяка умре напрасно в Новегороде <...> а пригонил с тою вестью подьячей Беда, а оттоле бысть дьяк". Слово "напрасно" в те времена означало насильственную смерть, но, что стало ее причиной, составители летописи не уточнили.

Однако наряду с официальными московскими "погодными" сводами событий существовали и другие, создававшиеся за пределами столицы и настроенные негативно по отношению к центральной власти (и тогда тоже!). К таким оппозиционерам относился и Великий Новгород, куда ушел Шемяка, потерпев поражение в военных столкновениях с Василием Темным. Именно в одном из списков Новгородской IV летописи под 1453 годом и было записано: "Князь Дмитрей Юрьевич Шемяка умре с отравы в Великом Новгороде, июня 17".

В других летописях есть и более подробные рассказы об этой истории, по которым вполне логично выстраивается цепочка участников преступления - от заказчика до исполнителя. Наиболее детальные сведения содержат Ермолинская и Львовская летописи, назвавшие имена и последовательность событий: "Того же лета посла великий князь Стефана Бородатого в Новгород с смертным зелием уморити князя Дмитрея".

Стефан Брадатый - дьяк Василия Темного, один из образованнейших людей своего времени (видимо, был сведущ и в ядах). Промежуточным звеном в этой цепи послужил то ли подкупленный боярин Дмитрия Шемяки Иван Нотов (или Котов), то ли новгородский посадник Исаак, вхожий к князю Дмитрию Юрьевичу. Но дальнейший ход операции все источники освещают без расхождений. Был подкуплен повар князя Шемяки с достаточно характерным для данной ситуации именем - Поганка. "Подкупил княжа Дмитреева повара, именем Поганка, той же даст ему зелие в куряти" (блюдо это во всех источниках называется одинаково). Князь Дмитрий занедужил в тот же день и, проболев 12 дней, умер.

Невероятная история! Но еще более невероятно то, что именно такую смерть Шемяки подтверждают современные методы исследований. Оказалось, что останки мятежного князя частично мумифицировались. Это выяснилось в конце прошлого века при изучении некрополя Софийского собора, куда из Юрьева монастыря под Новгородом в XVII веке перенесли погребение Шемяки (случаи мумификации останков в некрополях средневековой Руси крайне редки из-за нашего довольно влажного климата). И что особенно важно: сохранились высохшие печень и одна из почек князя, то есть органы, способные накапливать в себе (как, кстати, и волосы) вредные вещества, попадающие в организм человека и сохраняющиеся столетиями.

Химики-криминалисты, исследовав сохранившиеся органы, обнаружили: Дмитрий Шемяка был отравлен соединениями мышьяка. Его количество в почке достигает 0,21 мг на стограммовую пробу образца (естественный фон мышьяка в человеческом организме составляет от 0,01 до 0,08 мг). Кстати, именно отравление мышьяком, приводящее к сильному обезвоживанию организма перед смертью, могло стать причиной мумификации тела Шемяки.

Так пять столетий спустя ученые подтвердили подлинность сведений, зафиксированных летописными сводами, составители которых не побоялись написать правду о событиях 1453 года. Судя по всему, скрыть эту историю и тогда не удалось, слухи о смерти Дмитрия Шемяки разошлись достаточно широко. Доказательством тому служит судьба повара Поганки.

Этот человек, видимо, терзаясь угрызениями совести, постригся в монахи. Но дурная слава бежала впереди. Сведения о нем есть в "Житии Пафнутия Боровского" (1394-1477), современника описываемых событий: "Некоторый инок пришел в обитель преподобного. Подвижник, увидав его, тихо сказал своим ученикам: "Видите ли, что и ради иноческого чина не очистился от крови?" Ученики удивились, но боялись спросить преподобного о значении этих слов. Впрочем, сам старец после объяснил их: "Этот инок, будучи мирянином, отравил в Новгороде князя, которому служил. Мучимый совестью, он принял монашество".

Войны, ослепления, отравления соперников - все эти страшные перипетии борьбы за власть в середине XV века были достаточно обыденными событиями средневековой жизни. И все же Василий Темный, умерший в 1462 году от туберкулеза легких ("сухотной болести"), получил от одного из своих современников краткую, но резкую посмертную оценку: "Иуда душегубец, рок твой пришед" (надпись сохранилась на одной из церковных книг середины XV века).

Судьба женщин, даже из круга высшей знати, традиционно редко привлекала внимание летописцев. Но о смерти одной из них есть довольно подробные сообщения в Софийской и Львовской летописях. Речь идет о первой жене великого князя Ивана III, тверской княжне Марии Борисовне: "В лето 6975 (1467) месяца апреля 25, 3 час нощи, преставися великая княгини Мария <...> от смертнаго зелия". Редкий случай, когда столь твердо названа причина смерти. Летописец отметил необычное состояние тела умершей, очень быстро распухшего до невероятных размеров, хотя похороны состоялись уже на следующий день после смерти (как тогда было принято), а время года, апрель - не самое жаркое на Руси.

Великий князь Иван III Васильевич, отличавший ся решительным и жестким характером, повелел провести расследование, которое выяснило, что пояс Марии Борисовны носили к ворожее ("бабе") и что участвовала в этом жена дьяка Алексея Полуектова, Наталья. Разгневанный князь отдалил от себя дьяка: "Тогда же и на Олексея всполеся и много, лет шесть, не был у него (у великого князя. - Прим. авт. ) на очах, едва жалова его".

Зачем пояс великой княгини носили к колдунье? Возможно, для ворожбы о здоровье или чадородии. Как бы то ни было, но молодая княгиня (ей не исполнилось и 23-х лет) скончалась, кем-то отравленная, как считали ее близкие. Неслучайно летописец записал: "от смертного зелия".

Прошло почти пять с половиной веков, прежде чем наука смогла подтвердить эти слова. В 2001 году гробницу княгини вскрыли, и ученые провели анализ микроэлементного состава костей ее скелета. В костях обнаружили невероятное, по сравнению с фоновым, превышение содержания цинка (в 242 раза!), ртути (в 30 раз), свинца (в 45 раз) и повышенное количество таких минералов, как цирконий, галлий, - ведь в теле человека представлена вся таблица Менделеева. Чудовищное количество ядовитых веществ, попавших в организм, явно сделало Марию Борисовну больной, недомогающей. Именно плохое самочувствие, вероятно, и заставило ее обратиться к ворожее.

Молодость княгини и неестественно большое количество вредных веществ, попавших в ее костную ткань (чтобы накопить, например, столько цинка, нужно много лет проработать на серьезном металлургическом производстве), не оставляют сомнений: княгиню отравили.

Врачебные ошибки (а тем более преступления) в те времена дорого обходились врачам, людям сложной и почти опасной профессии. Два случая отравлений письменные источники русского Средневековья связывают с врачами-иноземцами. В первом случае летописи открыто сообщают, что врач "немчин Антон" отравил "царевича Даньярова", бывшего в фаворе у Ивана III, "умори смертным зелием за посмех". Видимо, между знатным пациентом и врачом произошла ссора, обидная для лекаря. Великий князь Иван, как всегда решительный, выдал немца Антона сыну служилого татарского князя Каракачи, и татары "сведше его на Москву реку под мост зимою и зарезали ножом как овцу".

Второй случай гораздо сложнее, связан он с семьей Ивана III и судьбой его старшего сына. Князь Иван Молодой, сын от первого брака с Марией Борисовной, страдал подагрой, или артритом. Летописцы называли эту болезнь "камчюг в ногах". В Москву из Италии в 1489 году приехали с одним из русских посольств разные мастера, архитекторы и лекарь - "Леон из Венецеи", еврей по национальности. Он уверил великого князя, что вылечит его сына, а если не вылечит, то готов принять смертную казнь. Опрометчивое заявление лекаря свидетельствовало о его полном незнании характера московского государя.

Допущенный к пациенту врач Леон стал лечить его традиционным методом, хорошо известным и на Руси, - прикладыванием сосудов с горячей водой к опухшим суставам ног. "И нача лекарь лечити... жещи сткляницами по телу, вливая горячую воду; и оттого ему (Ивану Молодому. - Прим. авт. ) тяжчая бысть и умре". Можно ли быстро умереть от подагры? Сегодня врачи ответят однозначно: "Нет". Тем более в 32 года, как Иван Молодой. Но летописцы отметили, что Леон применял и какие-то внутренние лекарства: "зелье пити даст ему".

Известно, как стремилась Софья Палеолог передать со временем отцовский трон своему старшему сыну Василию - в обход законного наследника, Ивана Молодого. Поэтому велико подозрение, что и в этой истории первостепенная роль принадлежит яду. Иван III после смерти сына Ивана Молодого (она последовала 7 марта 1490 года) заключил врача Леона под стражу, а после "сорочин... повеле его казнити смертною казнью, головы ссещи".

В юридической практике Средневековья существовали строгие наказания не только для отравителей, но и для изготовителей ядов. Чаще всего то были смертные "статьи". По "Уставу" Ярослава Мудрого (XI век), жену, пытавшуюся отравить мужа, но без смертельного исхода, разлучали с мужем и накладывали на нее крупный денежный штраф. Немецкий памятник уголовного права "Каролина" (XVI век) предписывал отравителей-мужчин колесовать, а женщин - топить в реке, предварительно подвергнув жестоким пыткам. При венгерском короле Ладиславе (конец XIII века) за приготовление ядов (если изготовитель попался первый раз) брали штраф в 100 либр. Если же денег у обвиняемого не было, его сжигали живьем. Наказания страшные, но и они не останавливали людей, задумавших темные дела.

А что же XVI столетие? В русской истории это время никак не назовешь спокойным. Именно о нем поэт XIX века А. Н. Майков написал:

А век тот был, когда венецианский яд,
Незримый, как чума, прокрадывался
всюду:
В письмо, в причастие, ко братине
и к блюду...

Жил-был злой, высокомерный князь. Он только и думал о том, как бы покорить себе весь свет, на всех нагнать страх одним своим именем. И вот он шел в чужие земли с огнем и мечом; воины его топтали нивы и зажигали крестьянские дома; красные языки лизали листья на деревьях, а плоды поджаривались на обуглившихся ветвях. Часто бедная мать укрывалась с голеньким грудным малюткой за дымившимися стенами, но воины рыскали повсюду, находили их, и начиналась дьявольская потеха! Злые духи не могли поступать хуже. Но князю казалось, что дела шли как должно. День от дня росло его могущество, имя его наводило ужас на всех, и удача сопровождала его во всех его деяниях. Из покоренных городов вывозил он золото и богатые сокровища, и в столице его скопились несметные богатства: нигде в свете не было ничего подобного. Он повелел строить великолепные дворцы, церкви и арки, и все, видевшие эти чудные постройки, говорили: «Какой великий князь!» Они не думали о бедствиях, в какие он поверг чужие земли, не слышали стонов и жалоб, раздававшихся в ограбленных и сожженных городах.

Сам князь смотрел на свое золото, на великолепные здания и думал, как другие: «Какой я великий князь! Но мне еще мало всего этого! Хочу большего! Ничья власть в мире не должна равняться с моею, не то что превосходить ее!»

И он пошел войной на всех своих соседей и всех покорил.

Плененных королей он велел приковывать золотыми цепями к своей колеснице всякий раз, как собирался проехаться по улицам столицы. Когда же он сидел за столом, они должны были лежать у ног его и его придворных и хватать куски хлеба, которые им бросали.

Наконец, князь повелел воздвигнуть себе на площадях и во дворцах статуи; он хотел было поставить их в храмах, перед алтарем господа, но священники сказали: «Князь, ты велик, но бог выше тебя, мы не смеем сделать этого».

Ладно! - сказал злой князь. - Так я покорю и бога!

И, ослепленный безумною гордостью, он приказал строить диковинный корабль, на котором можно было носиться по воздуху. Корабль был расписан разными красками и походил на павлиний хвост, усеянный тысячами глазков, но каждый глазок был ружейным дулом. Князь сел на корабль; стоило ему нажать одну пружину, из ружей вылетали тысячи пуль, а ружья сейчас же сами собой заряжались вновь. осказках.ру - сайт Сто могучих орлов были впряжены в корабль, и вот он взвился в воздух, к солнцу. Земля едва виднелась внизу, горы и леса казались сначала вспаханным дерном, затем нарисованными на плоской ландкарте и наконец вовсе исчезали в облачном тумане. Все выше и выше подымались орлы; тогда бог выслал одного из своих бесчисленных ангелов, но злой князь встретил его ружейным залпом. Пули отскочили от блистающих крыльев ангела, как градинки; только одна-единственная капелька крови вытекла из белоснежного крыла и упала на корабль, где сидел князь. Она глубоко въелась в дерево и надавила на дно корабля с страшною силой, словно тысячепудовая глыба свинца. Корабль полетел вниз с неимоверною быстротою; могучие крылья орлов переломились; ветер так и свистел в ушах у князя; облака, собравшиеся из дыма от сгоревших городов, теснились вокруг и принимали чудовищные формы: огромных раков, протягивавших к князю сильные клешни, катящихся обломков скал и огнедышащих драконов. Князь лежал на дне корабля полумертвый от страха. Наконец корабль застрял в густых ветвях лесных деревьев.

Я одолею бога! - сказал князь. - Я дал себе клятву одолеть его, и быть по сему! - И он приказал строить новые воздушные корабли; строили их семь лет. Велел он также ковать молнии из твердейшей стали, чтобы взять твердыню неба приступом, и собрал воинов со всех концов своего государства; войска покрыли пространство в несколько квадратных миль. Воины готовы были сесть на корабли, князь подошел к своему, но бог выслал на него рой комаров, один только маленький комариный рой. Насекомые жужжали вокруг князя и жалили его в лицо и руки. Он злобно выхватил меч, но рубил им лишь воздух, в комаров же попасть не удавалось. Тогда он велел принести драгоценные ковры и окутать себя ими с ног до головы, чтобы ни один комар не мог достать до него своим жалом. Приказ его был исполнен, но один комар ухитрился пробраться под самый нижний ковер, заполз в ухо князя и ужалил его. Словно огонь разлился по крови князя, яд проник в его мозг, и он сорвал с себя все ковры, разодрал на себе одежды и голый принялся метаться и прыгать перед толпой своих свирепых, солдат, а те только потешались над безумным князем, который хотел победить бога и был сам побежден комариком!

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Одним из основателей Древнерусского государства принято считать князя Олега, прозванного за способность к предвидению будущего, Вещим. До сих пор окончательно не ясно существовал ли он на самом деле или же это литературный персонаж, соединивший в себе черты исторических прототипов – Олега (киевского князя, упоминаемого договором Руси с Византией от 911 года и Олега, современника Игоря Рюриковича. К тому же, Лаврентьевская летопись сообщает, что скончался Олег в 912 году и был похоронен во граде Киеве на горе Щековице. В то же время, согласно Новогородской летописи это печальное событие произошло в 922 году и похоронен Олег был в городе Ладоге.

Но путаница связана не только с жизнью князя Олега, но и с обстоятельствами его смерти.

Предсказание волхвов.

Согласно классической легенде, волхвы предупредили Олега о том, что умрет он от любимого коня. С того момента князь перестал ездить на нем, но велел кормить его отборным зерном. Через четыре года после предсказания, Олег, вернувшийся с боевого похода, вспомнил о своем любимце и захотел его увидеть. Узнав, что конь умер, Олег, посмеявшись над волхвами, захотел увидеть его кости. О том, что произошло дальше замечательно рассказал Александр Сергеевич Пушкин:

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

«Песнь о вещем Олеге»

Спору нет, легенда красивая и поучительная, в том плане, что волхвов надо слушаться, но, в то же время, совершенно не достоверная.

И дело даже не в том, что змеи не имеют привычку жалить своим острым раздвоенным на конце жалом (это заблуждение), как писал Пушкин, а просто и без затей кусают ядовитыми зубами. И не в том дело, что для того, чтобы змея укусила человека, последнему еще надо постараться. И не в том, что непонятно для чего Олегу нужно было наступать ногой на череп коня? Какое-то странное выражение почтения к старому боевому другу.

Прощание.

Но допустим, все было именно так. И князь все-таки был укушен змеей. Логично предположить, что это была гадюка, поскольку ни кобра, ни эфа, ни гремучая змея, ни самая смертоносная змея в мире мамба черная в наших краях не встречаются. И тут возникают новые вопросы. Совершенно непонятно каким-таким чудесным образом обычная гадюка могла прокусить сапог из грубой кожи? Но даже если это все-таки и случилось, то отчего все-таки умер Олег? Укус гадюк смертелен для беременных женщин и детей, но никак не для здорового и сильного воина, каким был князь.

Интересно, что есть исландская сага очень сильно напоминающая миф о смерти Вещего Олега. В ней речь идет о викинге Орваре Одде. Колдунья предсказал ему смерть от коня, за что и была им избита до крови. Чтобы не свершилось предсказание Одд и его друг Асмунд убили коня, бросили труп в яму и завалили ее камнями. Дальше сага повествует о смерти Одда:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он: „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни».

Смерть от коня.

До сих пор неизвестно точно, то ли сага об Орваре Одде стала причиной появления легенды о смерти Вещего Олега от укуса змеи, то ли наоборот. Но точно можно сказать, что причина смерти князя была другой. Разные исследователи называют разные причины, среди которых наибольшей популярностью пользуется версии об отравлении Олега и коварном убийстве его собственными дружинниками. Мы же в очередной раз убеждаемся, насколько далекими от действительности могут быть всем нам с детства известные легенды.

Олега Новгородского обычно начинают отчислять становление древнерусской державы. Фигура его действительно знаковая, поскольку определила начало новой эпохи, новой эры. Его жизнь, как и смерть, имеет много загадок для историков. Но все же князь Олег Вещий, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, - личность довольно интересная для исследователей и обычных любителей старины.

Появление на Руси

Биография которого нам известна лишь вкратце, считается основателем Древнерусского государства. Он являлся родственником легендарного варяга Рюрика, то есть был братом Ефанды - жены полководца. Есть мнение, что был он обычным воеводой, которому викинг безмерно доверял. Иначе разве поручил бы ему увезти своего малолетнего сына? Стоит полагать, что Олег действовал по соглашению с Рюриком, а может, и имел определенную свободу. Так или иначе, но довольно быстро он завладел Смоленском и Любечем, а затем и Киевом. К слову, златоверхий город был им захвачен хитростью: варяг выманил из-за стен (которые также вероятно были викингами) и убил их, объявив себя князем.

Достижения и успехи

Князь Олег, биография которого рассматривается в данной статье, укрепил власть то ли заручившись поддержкой соседних с Киевом племен славян, то ли покорив их. Он установил для них дань, которая не сильно тяготила людей. Но его воинские успехи были действительно впечатляющими. Походы против хазар избавили русские земли от необходимости платить каганату полюдье. Пал великий Царьград, на вратах которого, согласно летописи, князь прибил свой щит. В результате русские купцы могли без пошлин торговать с Византией, получать от нее всяческую поддержку. Таким образом, князь Олег Вещий, краткая биография которого рассмотрена выше, имеет больше заслуг перед Русью, чем Рюрик. Тем более, что о родоначальнике княжеской династии практически ничего не известно.

Поход на Царьград

Князь Олег, краткая биография которого освещена в Повести временных лет, - личность незаурядная. Он организовал знаменитый поход на Константинополь, после которого получил свое прозвище - Вещий. Летопись гласит, что он отправил в город огромное войско на двух тысячах ладьях. В каждой лодке помещалось по четыре десятка дружинников. Император велел закрыть ворота столицы, оставив на растерзание врагам пригороды и деревни. Но киевский князь велел прицепить к кораблям колеса, на которых войско дошло до ворот Царьграда. Византийцы были в недоумении, поэтому сдались, предлагая Олегу щедрую дань и мир.

А был ли поход?

Князь Олег, краткая биография которого найдется практически в каждом учебнике истории, - фигура противоречивая. У исследователей есть больше вопросов, нежели ответов о его жизни. Например, факт похода на Византию кажется недостоверным. Все потому, что авторы из Константинополя детально описывали все нападения на их страну, но о походе Олега они не упоминают. Кроме того, возвращение из Царьграда Олега и Владимира Великого очень похожи. Возможно, это описание одного и того же события. В то же время после Олега в южный город ходил и Игорь, который также одержал победу. Об этом заявляют и европейские авторы, которые вели хроники тех лет.

Была ли змея?

Олег, биография которого известна еще и с уроков литературы, умер так же загадочно, как и появился на Руси. В той же описывается, что когда-то волхв предрек ему смерть от любимого коня. Варяг был суеверным, поэтому сел на другое животное, а любимца поручил слугам, приказывая заботиться о нем до его смерти. Вспомнил правитель о нем во время пира, но оказалось, что лошадь давно погибла. Печалясь о любимце и злясь, что поверил волхвам, князь отправился к костям. Но когда он наступил на череп, увидел змею, которая тут же ужалила его в ногу. Олег скончался от яда.

Князь Олег, биография которого давно изучена, мог погибнуть другой смертью. А сказание о лошади и змее, возможно, позаимствовано из саги об Орварде Одде. Хотя некоторые ученые считают, что герой скандинавских сказаний и Вещий Олег являются одним и тем же лицом. Но есть несколько фактов, которые позволяют задуматься о том, мог ли быть сюжет о гибели князя правдивым. Среди них следующие:

Могла ли змея прокусить кожаный сапог, который носили на Руси? Скорее всего, нет, или Олег пришел на гору к костям коня босым?

А что если змея прыгнула и укусила князя выше голенища сапог? Но на территории Украины в таких гадюк нет!

Как правило, змея, прежде чем ужалить, шипит и пытается уползти. Мог ли это не заметить Олег или его приближенные?

Как вариант, князь погиб от яда, но змею ему подсунули нарочно либо отравили Олега заранее. Установить, где истина, к сожалению, невозможно.

Еще несколько интересных фактов

Русский князь Олег, биография которого читателю уже известна, упоминается не только в летописях Киева и Новгорода. Аль-Масуди (арабский автор) говорит о неудачном походе русов (500 кораблей!) на челе с Олвангом и Ал-диром на Персию. Часть добычи они отдали хазарам, но последние предали их и перебили всех. Там погибло около тридцати тысяч дружинников, а кто отступил за Каспий, были перебиты волжскими булгарами. Таким образом, легендарный князь погиб в походе, как и подобает отважному варягу.

Вот такой он, умный и воинственный князь Олег. Биография его полна белых пятен, из-за которых вокруг этой фигуры сохраняется ореол загадочности и таинственности. Возможно, время найдет ответы на все вопросы.

Знахарство в первом Князе отвечает за приготовление различных снадобий. Чем больше навык знахарства, тем более высокой концентрации получиться снадобье. Простейшие снадобья изготовляются из ингрдиентов, которых имеется три: белый корень, земляной орех и ядовитое жало. Первые два "растут" в Лесной стране свободно, а вот ядовитое жало добывается только из ядовитых монстров: ядовитых пауков, червей и всех цветков-людоедов.

Чтобы приготовить простейшее снадобье, нужно "выжать" ингредиент в пустую банку. Иными словами, перетащить его на пустую банку в слоте смешивания в инвентаре. Из белого корня, земляного ореха и жала получаются простейшие снадобья: лечебный бальзам, масло и яд соответственно.

Пустая банка

Вместительная емкость, в которой можно смешивать и хранить различные смеси

Лечебный бальзам

Лечебный бальзам исцелит любые раны, но не оживит мертвеца

Масло

Масло годится и в мирных целях - для создания снадобий, и в военных - для зажигательных стрел

Яд

Зачем рисковать жизнью в долгом бою, достаточно легко ранить противника отравленным клинком

При смешении между собой простейших снадобий можно получить более сложные, такие как: противоядие, брага, зелье, ЭМ, ЧС, ЖВ.

Противоядие (бальзам + яд)

Этот специальный отвар спасет от неотвратимой и мучительной смерти от яда

Брага (бальзам + масло)

Нет ничего лучше доброй бражки - она делает воина сильнее, хотя и лишает ловкости

Зелье (бальзам + брага)

Зелье волхва способно на короткое время превратить любого калеку в сказочного богатыря

Эликсир Мудрости (яд + брага)

Придает воину частицу мудрости веков и дарует опыт предков

Чистая слеза (яд + масло)

Временно повышает зоркость; это помогает быстрее отыскивать клады и лучше стрелять во врагов

Живая вода (масло + противоядие)

При получении различных снадобий и при их смешивании (например, брага + брага) в целях повышения концентрации повышается знахарство. Так, при получении или повышении конценрации масла к знахарству прибавляется 2 пункта; яда, противоядия, браги, зелья и чистой слезы - 3 пункта; живой воды и эликсира мудрости - 4 пункта. При повышении концентрации (ЛБ+ЛБ) лечебного бальзама, исчезает банка и знахарство повышается на 1 пункт. Помимо естественного плавного увеличения знахарства, его можно также повышать свитками "Труды Гиппократа" (+100), которые можно купить у купцов. Максимальное значение знахарства = 500. При таком значении из ингредиентов будут получаться (простейшие) снадобья с конценрацией 5.00.

При смешивании снадобий разных концентраций итоговое снадобье будет получаться с меньшей концентрацией, которая была среди двух состваляющих. Т.е. если вы смешали бальзам концентрации 3.0 с брагой концентрации 2.6, то зелье вы получите конценрации 2.6.

Рецепты и описания

Лечебный бальзам

Самое обыденное и нужное снадобье. Восстанавливает здоровье персонажа, который его принял. Концентрация 0.1 восстанавливает 1 ед. здоровья, 10.00 - соответственно 100. При принятии (как и любое другое снадобье в первом Князе) используется сразу, т.е. если у вас было здоровье = 90, а приняли бальзам 10.00, то здоровье станет = 100, а банка останется пуста.

Масло

С помощью масла можно смазывать обычные стрелы (в слоте смешивания) для того, чтобы получить стрелы зажигательные, с помощью которых можно поджигать деревянные постройки и матерчатые шатры. Минимальная рабочая концентрация = 10.00 (меньше этой не работает).

Чем выше концентрация, тем меньше стрел потребуется потратить, чтобы поджечь постройку.

Яд

Ядом можно смазывать оружие и стрелы. Разница лишь в том, что с ударно-дробящих образцов ядовитый урон вместе с каждым результативным ударом снижается (например первый удар - 15, далее 14, 13, 12... 0), а стрелы будут смазаны все, которые есть в колчане, и у каждой будет одинковый ядовитый урон. Т.е. 30 выстрелов с максимальным ядовитым уроном против максимум 15 ударов со снижающимся. Другое дело, что навык владения ударно-дробящим оружием может быть лучше развит. Что смазывать первее, и смазывать ли, - решать игроку: при убийстве монстра ядом персонаж, убивший его, не получает за него опыт. Также можно выпить йаду в качестве средства для самоубийства на случай, если надоело жить;)

Противоядие

При поражении ядом возникает отравление. Отравление зависит от концентрации яда. Т.е. если персонажу или монстру прилетела стрела, смазанная ядом конценрации 15.00, то и отравление он получит 15.00. При многократном попадании отравление суммируется. При отравлении 16 снимается 1 ед. здоровья в секунду, при 32 - соответственно 2 здоров./сек. Соответственно, чтобы снять 1 ед. отравления, нужно принять противоядие концентрацией не ниже 0.1. Перед атакой ядовитых монстров луше запасти должное количества противоядия, потому что со временем яд помимо всего прочего не выводится из организма, и если вас отравили, ваш герой так и будет ходить отравленным до тех пор, пока не примет противоядие должной концентрации.

Брага

В первом Князе временно прибавляет силу и выносливость в ущерб ловкости. Брага конценрации 1.00 прибавляет 1ед. силы и выносливости за вычитание 3 ловкости.

2.00 => +2 силы; +2 вын; -6 лов. И так далее.

Зелье

Временно повышает все характеристики (кроме харизмы). Минимум = +1 сил/лов/вын (концентрация 1.00), максимум = +15 (15.00). Также эффектом зелья является восстановление здовровья, зависящее от концентрации аналогично лечебному бальзаму.

Эликсир мудрости

Прибавляет свободный опыт. Но имеет ряд побочных эффектов: временно снижается сила до 1, здоровье до 10, блокируется возможность повышать характеристики. Количество опыта и длительность побочных эффектов зависят от концентрации ЭМ. Ниже приведены значения.

конценр. опыт
6 100
7 141
8 173
9 200
10 223
11 244
12 264
13 282
14 300
15 316

Чистая слеза

Подсвечивает все лежащие на земле предметы. Работает при любой концентрации. Особенно хорошо видно ночью, если она у вас в настройках включена.

Живая вода

Оживляет умершего персонажа. Для этого необходимо перетащить ЖВ из инвентаря живого персонажа на портрет мертвому. Если у вас ее нет под рукой, (а также свитка слов воскрешения) или штук явно не хватает, то вы можете попытаться ее приготовить, но если и это невозможно, при переходе на другую локацию мертвого персонажа вы потеряете навсегда. Раненному персонажу ЖВ полностью восстанавливает здоровье. Минимально рабочая концентрация = 10.00. Бесполезна в качестве оживления для главного героя.

Непонятная смесь

Получется при любм варинте неправильного смешивания. Например, пустая банка + пустая банка, белый корень + белый корень и т.д. На первый взгляд, бесполезная непонятная смесь, которая уменьшает здровье вдвое, тоже может быть полезна. Так, если у вас скопилось слишком много (больше 5) пустых банок, вы можете их все "смешать" в одну непонятную смесь, наведя, таким образом, в инвентаре порядок, а при количестве >5 - еще и уменьшив текущий груз персонажа. Да, бесспорно, пустые банки можно выкинуть или просто продать, но, право дело, не стоит засорять Лесную Страну бытовыми отходами или мелочиться и изменять маршрут своего движения в сторону торговца по пустякам;) К тому же манипуляций мышкой в обоих случаях будет явно меньше. А во втором Князе получает еще одно применение.

Во вторых Князьях знахарство разделяется на 2 параметра: "знахарство" и "приготовление смесей".

Первое отвечает за навык лечения персонажем себя и членов отряда (ctrl + left click на портрете). Чтобы можно было подлечить себя или всех сразу, здоровье того, кого лечим, должно быть меньше навыка знахарства. Например, если у "доктора" навык = 20, то у "больного" здоровье должно быть от 19 и ниже. Понижается здоровье при борьбе с монстрами или искусственно: при выпивании непонятной смеси или яда. При каждой удачной попытки лечения "доктору" прибавляется +1 к знахарству. Например, вылечив 3 человек (считая себя) со здоровьем 50 и навыком 60, здоровье у членов отряда станет 61, 62 ,63 соответственно, а навык знахарства у "доктора" - 63. После лечения "доктор" некоторое время отдыхает (исчезает возможность лечить), восстанавливает силы. Разница между к2 и к2,5 в том, что в последнем можно лечиться реже.

Приготовление смесей аналогично знахарству первого Князя. Только максимальный навык = 100 (что осложняет жизнь), при любом правильном смешивании навык повышается на +1, а при смешивании одинаковых снадобий навык не повышается.

Повысить навыки знахарства и приготовления смесей можно теперь не только используя леча и приготавливая смеси, но и потратив на эти навыки свободные очки опыта при повышении уровня. Начисление очков происходит так же, как и при повышении .

Действие снадобий слегка разнятся.

При выпивании лечедного бальзама и противоядия из банки выпивается не все снодобье, а столько, сколько необходимо, чтобы восстановить здоровье до 100, а отравление снизить до 0. К примеру, персонаж со здоровьем = 80 и отравлением 17 "отхлебнет" из банки лечебного бальзама 2.00 , а из противоядия 1.7 , если в банках снадобий меньше этих концентраций, то банка израсходуется и станет пустой, а герою нужно будет "отхлебнуть" из следующей. Яд, кстати, теперь постепенно выходит из организма (снижается отравление) и можно пережить отравление на бальзамах.

Лечебный бальзам можно не только выпивать с помощью мышки, но и автоматически, выбрав соответствующую опцию в окне инвентаря.

Брага во вторых Князьях конценрации 1.00 прибавляет 1 ед. силы за вычитание 3 ловкости.

Начисление опыта при выпивании ЭМ (как, кстати, и опыта за выполненные квесты и съеденное яблоко познания) теперь зависит от выбранной сложности игры. На нормальном уровне сложности прибаляется "среднее значение". На легком и сложном уровне - на треть (от этого числа) больше или меньше соответственно.

конценр. опыт треть
6 300 100
7 423 141
8 519 173
9 600 200
10 669 223
11 732 244
12 792 264
13 846 282
14 900 300
15 948 316

Если приглядеться к этой самой трети, можно найти кое-какую закономерность для разных Князей;)

Действия зелья и чистой слезы в к2 и к2,5 аналогичны к1.

Живой воды (как и слов воскрешения) в к2 и к2,5 нет.

Вот и все отличия.

Good luck!

P.S. Написал статью не из-за актуальности, - она сейчас (3.12.2006) не актуальна - а потому, что стало скучно.

(рецепты зелий, снадобья, описания)

В Князе 3 знахарство подразделяется на 2 навыка: "знахарство" и "зельеварение".

Знахарство

Знахарство в Князе 3 отвечает за эффективность использования лечебных трав (подорожник, чистотел, набор лечебных трав) и эффективность лечения вашего отряда деревенскими знахарями.

В отличие от лечебного зелья, использование лечебной травы одним бойцом лечит весь отряд. Чем выше навык знахарства, тем более эффективное лечение будет от использования лечебных трав. Также этот навык необходим для деревенских знахарей, у которых вы лечитесь: чем выше навык, тем больше здоровья они вам вылечат. Навык знахарства зависит от интеллекта. Ниже приведены значения.

знахарство

множитель

лечит здоровье

требование интеллекта

1 х2 до 10 5
2 х3 до 20 10
3 х4 до 30 15
... ... ... ...
10 х11 до 100 50

Так, боец, имеющий знахарство 2 и использовавший чистотел, прибавит всем здоровья +30, а знахарь в деревне со знахарством 7 вылечит ваш отряд до 70 здоровья. В отличие от Князя 2, ваш боец, имеющий этот навык, не может лечить отряд, как это было раньше, - только деревенские знахари. Также этот навык не повышается в результате успешного лечения кем-либо кого-либо. Чтобы повысить навык бойцу, нужно потратить на него очки развития , при должном интеллекте. Повысить знахарство, не имея должного интеллекта, можно свитком "Труды Гиппократа" (знахарство+1). Этот же свиток необходим и деревенским знахарям в целях повышения эффективности лечения вашего отряда и стражников деревни. В отличие от Князя 1, вы не можете из своей деревни взять знахаря в отряд, а также попросить подготовить ученика. Количество учеников знахарей (как и учеников кузнецов) в Князе 3 строго ограничено. Знахари, в отличе от Князя 1 и Князя 2, не носят оружия и доспехов, что делает их очень уязвимыми для врага.

Зельеварение

Приготовление снадобий, по сравнению с предыдущими Князьями, претерпело ряд изменений. Стало больше рецептов, появились растворы и отвары, появилась горелка.

Ингредиенты

Ингредиентов для зелий стало в несколько раз больше. Практически все можно купить у торговцев, однако некоторые можно найти и на локациях. Некоторые же из них (хмель, листья папортника, порошок из рога индрика) являются большим дефицитом, и их количество в игре ограничено. Из монстров примечательны в плане ингредиентов только паук и ядовитый паук. Из первого периодически выпадает порошок из лапок паука, из второго - ядовитое жало (всегда) и порошок л.п. (периодически). Белый корень и земляной орех по-прежнему на локациях, однако встретить их можно намного реже, чем в предыдущих частях игры хотя бы потому, что они не выделяются на поверхности так отчетливо, как это было в Князе 1 и Князе 2. Поэтому если у вас нет намерений упорно рассматривать экран с зажатой клавишей alt, обращайтесь только к торговцам. Как и в случае с обычными мешками, растения лучше всего подсвечиваются ночью. Все ингредиенты кроме белого корня и земляного ореха (по 1,00) весят 0,10.

Белый корень
Земляной орех
Ядовитое жало
Порошок из лапок паука
Порошок из зубов гадюки
Крапива
Бузина
Вольчя ягода
Ягода вороний глаз
Зверобой
Кора дуба
Мед
Смола
Малахит
Золотой самородок
Хмель
Цветок папортника
Порошок из рога Индрика
Пустая банка, вес 0,10
Горелка для зельеварения, вес 0,70

В отличие от предыдущих Князей, за впервые приготовленный рецепт тому, кто его приготовил, прибавляется опыт, а сам рецепт записывается в дневник. Чтобы приготовить простейшее снадобье, нужно ингредиент перетащить на банку в слоте смешивания. Но подходят для этой цели далеко не все ингредиенты.

В отличие от прошлых Князей, максимальная концентрация теперь = 255, а некоторые снадобья вообще конценрации не имеют. Если соединить снадобье, имеющее конценрацию, с пустой банкой, то получатся 2 снадобья с конценрацией вдвое меньшей. К примеру, если масло концентрации 101 разлить в 2 банки, то итоговые концентрации получатся 50 и 51 соответственно.

Растворы и отвары

Одним из простейших снадобий являются раствор. Для его приготовления нужно соединить с банкой один из 7 ингредиентов. За первое приготовление любого раствора прибавляется +15 опыта. Если раствор соединить с горелкой, получится отвар. Исключение составляет раствор бузины и раствор из зубов гадюки: при их соединении с горелкой получается непонятная смесь. За первое приготовление любого отвара прибавляется +30 опыта. Всего существует 7 растворов и 5 отваров. Сами по себе они бесполезны (при их использовании убавляется здоровье на 50%), но являются компонентами для других снадобий.

Раствор порошка из лапок паука
Р/р порошка из зубов гадюки
Р/р крапивы
Р/р бузины
Р/р вольчьей ягоды
Р/р зверобоя
Р/р коры дуба
Отвар порошка из лапок паука
О/р крапивы
О/р волчьей ягоды
О/р зверобоя
О/р коры дуба

Снадобья

Бывают простые и сложные. Для получения простых необходимо что-либо соединить с пустой банкой. Всего простых 6: лечебное зелье, масло, яд, эликсиры силы, ловкости и выносливости. За первое приготовление простых снадобий начисляется +15 опыта. Сложных снадобий имеется 10, и у них более сложная формула. За первое приготовление противоядия, живой воды, огненного бальзама, змеиной и кипящей кислоты (5 шт.) получаем +50 опыта. За первое приготовление философского эликсира, ядовитого бальзама, каменного бальзама, святой воды и огненной кислоты (5 шт.) получаем +75 опыта.

Лечебное зелье

(банка + белый корень)

восстанавливает здоровье

Масло

(банка + земляной орех)

создание зажигательных стрел

(банка + ядовитое жало)

отравление стрел и оружия

Противоядие

(лечебный бальзам + яд)

снимает отравление

Огненный бальзам

(р/р бузины + р/р лапок паука)

дает предмету защиту от огня

Ядовитый бальзам

(о/р волчьей ягоды + смола)

дает предмету защиту от яда

Святая вода

(о/р зверобоя + мед)

дает предмету защиту от хаоса

Каменный бальзам

(о/р коры дуба + малахит)

дает предмету защиту от ударов

Огненная кислота

(о/р лапок паука + смола)

дает предмету доп. урон огнем

квестовый предмет

Лечебное зелье

Восстанавливает здоровье. Как и в Князе 2, из банки используется столько концентрации, сколько необходимо для восстановления здоровья. Например, при использовании бойцом, имеющим здоровье = 70, снадобья концентрации 120 здоровье станет 100, а концентрация лечебного зелья - 90.

Масло

Используется для создания зажигательных стрел. Теоретический максимальынй урон огнем = 15. Однако если сначала стрелы облить ядом конц. 255, а затем маслом 255, то урон огнем вы получите 30. Привет тестерам. За впервые приготовленные зажигательные стрелы начисляется +60 опыта.

Яд

Отравляет стрелы и оружие. Теоретическое максимальное отравление = 15. Практическое - читайте ситуацию с маслом. За впервые смазанное ядом оружие или стрелы боец получит +50 опыта.

Противоядие

При попадании яда в организм бойца (словил отравленную стрелу, получил удар отравленным оружием, выпил не ту банку) возникает отравление. Аналогично первому Князю при отравлении = 16 снимается 1здр/сек, 32 => 2 здр./сек. Со временем яд из организма выводится. Скорость выведения яда = 1ед.яда/1сек. К примеру, если боец получил отравление 50, подождал 20 секунд, затем хлебнул противоядия концентрации 60, то он потеряет здоровья -50 (округляем число, полученное по формуле арифметической прогрессии) излечит 30 оставшихся единиц отравления и останется с противоядием концентрации 30. Отравление от сложности игры и защиты от яда не зависит.

Эликсиры силы, ловкости, выносливости

При использовании прибаляют навсегда +5 силы, +5 ловкости и +5 выносливости соответственно. Эликсиры, как и их компоненты (хмель, листья папортника, порошок из рога Индрика), стоят дорого, находятся редко, и их количество ограничено.

Философский эликсир

Превращает почти все предметы, которые можно положить в слот для смешивания, в золото. Цены невысокие. К примеру, за восстановленный посох Ярость Триглава вы получите 1 монету (еще раз привет тестерам), а за колчан серебряных стрел - 141. С каждым "съеденным" предметом концентрация фф эликсира уменьшается на 1. Цена "съедаемых" предметов от навыков зельеварения и торговли не зависит.

Живая вода

Воскрешает одного из членов вашего отряда, будь-то боец или путник. Если убили кого-то не из вашего отряда - увы. При переходе на другую локацию мертвый боец из отряда исчезает. Исключение составляют квестовые персонажи, например, Елена. Бесполезна в качестве воскрешения для главного героя.

Бонусные снадобья

Огненный бальзам, ядовитый бальзам, святая вода и каменный бальзам дают предмету защиту от: 1. Огня; 2. Яда; 3. Хаоса; 4. Обычных ударов соответственно.

Огненная кислота, змеиная кислота, кипящая кислота дают предмету дополнительный урон:

1. Огнем; 2. Ядом 3. Обычный соответственно.

Величина бонуса зависит от концентрации снадобья. Ниже приведены значения.

концентр. бонус
1 +1
16 +1
32 +2
48 +3
64 +4
80 +5
96 +6
112 +7
128 +8
144 +9
160 +10
176 +11
192 +12
208 +13
224 +14
240 +15
255 +15

Чтобы улучшить предемет, нужно перетащить бонусное снадобье на элемент снаряжения в слоте смешивания. Всего один и тот же предмет можно улучшить 2 раза: один раз снадобьем из первой категории и один раз из второй категории. К примеру, можно улучшить топор одновременно огненным бальзамом и огненной кислотой, но вы не сможете его улучшить одновременно огненным бальзамом и каменным бальзамом. Один раз улучшенный предмет одним снадобьем второй раз этим же снадобьем быть улучшен не может, поэтому эффективнее всего улучшать предмет снадобьем, которое сразу дает максимальный бонус (т.е. +15). Количество улучшаемых элементов экипировки зависит от навыка оружейника. Ниже приведены значения.

навык оружейника требование уровня позволяет улучшать
1 1 одноруч.оруж.
2 3 + луки
3 5 + арбалеты
4 7 + двуруч.
5 10 + щиты
6 12 + шлемы
7 14 + доспехи
8 16 + браслеты
9 18 + кольца
10 20 + амулеты

В игре есть баг: луки и арбалеты не обрабатываются ядовитым бальзамом.

Остается добавить, что все непустые банки весят 0,5. Непонятная смесь получается в результате неправильного смешивания. Как и раньше она снижает здоровье на 50%, однако дополнительных функций, как это было в Князе 1 и Князе 2, не выполняет.

Есть вопросы? Спрашивайте , не стесняйтесь.

P.S. Снадобья, дающего предмету доп. урон хаосом, не существует

P.P.S. Первоначально в этой статье раздел знахарства, посвященный Князю 3, был выполнен во Flash, дабы затруднить воровство моих материалов одним воровским сайтом. Но как только мой материал был перепечатан отсюда в ручную, смысла держать Flash больше нет. Тем не менее, во флеше оставил на память . А вообще, достало воровство моих материалов, редактирование содержания, подмена авторства, добавление отсебятины.