Региональный центр по энергосбережению. Разработка, согласование, утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения Инвестиционные программы по теплоснабжению


Вопрос: Служба по тарифам отказала в согласовании инвестиционной программы по теплоснабжению без указания причин и без предложения ее доработать. Правомерен ли безмотивированный отказ и как я могу обжаловать эти действия? Спасибо

Ответ:

Здравствуйте! Согласование инвестиционных программ в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №410 от 05 мая 2014 года (далее - Правила согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения).

Ваши действия в случае безмотивированного отказа в согласовании инвестиционной программы в сфере теплоснабжения должны быть следующими:

1. Прежде чем обжаловать действия, по Вашему мнению «безмотивированного» отказа органа исполнительной власти субъекта РФ в согласовании инвестиционной программы в сфере теплоснабжения, настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться с Правилами согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения и убедиться в том, что с Вашей стороны как регулируемой организации соблюдены все условия и сроки разработки и подачи на согласование проекта инвестиционной программы. В частности, должны быть соблюдены требования:

- о соответствии мероприятий инвестиционной программы действующей в муниципальном образовании схеме теплоснабжения ;

О соблюдении формы подачи инвестиционной программы в сфере теплоснабжения в соответствии с Приказом Минстроя России от 13.08.2014 N 459/пр «Об утверждении рекомендуемой формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и методических рекомендаций по ее заполнению»;

О направлении в составе обосновывающих документов к в сфере теплоснабжения - сметных расчетов как обоснование стоимости мероприятий, программы энергосбережения и повышений энергетической эффективности теплоснабжающей организации, отчета об исполнении инвестиционной программы за предыдущий период (при наличии таковой).

2. В случае отсутствия каких-либо нарушений с Вашей стороны, при наличии отказа в согласовании проекта инвестиционной программы без указания причин, в соответствии с п. 22 раздела III Правил согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения Ваша сторона вправе потребовать от органа исполнительной власти субъекта РФ официальное заключение о возврате инвестиционной программы на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки.

При этом отказ в согласовании проекта инвестиционной программы в сфере теплоснабжения должен быть обоснован, указываются мероприятия по развитию систем теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности, которые не могут быть достигнуты.

Помимо этого основанием для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы в сфере теплоснабжения и направления ее на доработку являются:

а) недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением);

б) превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

в) превышение суммы расходов на реализацию мероприятий, включенных в утверждаемую инвестиционную программу, и расходов, осуществленных на реализацию мероприятий, включенных в инвестиционные программы регулируемой организации, утвержденные с момента заключения концессионного соглашения, над предельным размером расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять концессионером и концедентом в соответствии с концессионным соглашением.

"...10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа финансирования мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения;..."

Источник:

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О теплоснабжении"

  • - система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение цели - привлечение инвестиций...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...17) надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;..." Источник: Федеральный закон от 27.07...

    Официальная терминология

  • - совокупность технических средств, обеспечивающих получение тепла и передачу ею с помощью теплоносителя к потребителям - топлофикационна система - soustava dálkového vytápění...

    Строительный словарь

  • - Программа периодических фиксированных по сумме инвестиций в акции взаимного фонда. Такая программа обычно рассчитана на 10-15 лет и может предполагать авансовую уплату значительной суммы комиссии...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...2. Под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации или реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."ограничение теплоснабжения" - снижение отпуска абоненту тепловой энергии и теплоносителей за счет сокращения расхода теплоносителя и снижения его температуры против значений, указанных в договоре...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."режим теплоснабжения" - установленные договором величины отпуска тепловой энергии и параметры теплоносителя, обеспечивающие нормальную работу систем теплопотребления;..." Источник: Приказ Госстроя РФ от 21.04...

    Официальная терминология

  • - "...2...

    Официальная терминология

  • - Из истории КПСС. Выражения родились в связи с подготовкой программы II съезда РСДРП, который проходил сначала в Брюсселе, потом в Лондоне...

    Словарь крылатых слов и выражений

"Инвестиционная программа в сфере теплоснабжения" в книгах

Инвестиционная деятельность

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Инвестиционная деятельность Этот раздел отчета о движении денежных средств показывает, как деньги используются в долгосрочных инвестициях и какой от этого приток средств. Соответственно, раздел инвестиционной деятельности отражает влияние на наличные средства

Инвестиционная политика

Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

Инвестиционная политика ИНВЕСТИЦИЯМИ являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права,

29. Инвестиционная активность

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

29. Инвестиционная активность Недостаточный приток прямых иностранных инвестиций заставляет искать новые организационные формы совместной предпринимательской деятельности.Наиболее привлекательны для иностранных инвесторов свободные экономические зоны, где число

31. Инвестиционная деятельность предприятия

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

31. Инвестиционная деятельность предприятия Инвестиции занимают центральное место в экономическом процессе и предопределяют общий рост экономики предприятия. В результате инвестирования увеличиваются объемы производства, растет доход, развиваются и уходят вперед в

54. Инвестиционная деятельность

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

54. Инвестиционная деятельность Понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала в экономику и является одним из ключевых экономических терминов. Особенно часто вопросы инвестирования затрагиваются, когда речь идет об экономике переходного периода или

Шаг четвертый. Инвестиционная стратегия

Из книги Пять шагов к богатству, или Путь к финансовой свободе в России автора Эрдман Генрих Викторович

Шаг четвертый. Инвестиционная стратегия История четвертая. Мудрость Махмуда Три года Санджар создавал богатство, соблюдая все правила, о которых говорил с ним учитель, но при этом он видел, что по сравнению с Амирбеком его дело выглядит каплей в море.

2.2.5. Инвестиционная собственность

Из книги Как перевести российскую отчетность в международный стандарт автора Соснаускене Ольга Ивановна

2.2.5. Инвестиционная собственность Инвестиционная собственность – это приобретение средств производства (например, машин и оборудования) для предприятия, для производства товаров для потребления в будущем. Это приобретение называется капитальными вложениями,

31. Инвестиционная политика государства

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

31. Инвестиционная политика государства Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мер, которые государство осуществляет, чтобы создать благоприятные условия для субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики,

Инвестиционная философия

Из книги Институциональная экономика для чайников автора Аузан Александр Александрович

Инвестиционная философия Мы исповедуем философию индивидуального сервиса и следуем меж дународным стандартам профессиональной этики. Это означает, что мы одинаково ровно относимся к интересам всех инвесторов, пользующихся нашими услугами. Но в случае возникновения

Инвестиционная деятельность

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Инвестиционная деятельность «Копейка копейку бережёт». - Бенджамин Франклин. Календарь бедного Ричарда В этом подразделе не будет горящих «рыночных» тем и советов, как стать миллионером, начав с суммы в $1000, как Росс Перот, занявший эту сумму у собственной супруги. Если

Инвестиционная деятельность

автора Автор неизвестен

Инвестиционная деятельность ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вложение инвестиций (или инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций (Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").И.д. включает в себя все формы

Инвестиционная компания

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Инвестиционная компания ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ (англ. investment company) - компания, занимающаяся инвестиционной деятельностью (инвестиции и реинвестиции в форме ценных бумаг, торговля ценными бумагами), чей капитал в значительной степени представлен выпущенными этой

Системы отопления и теплоснабжения

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Системы отопления и теплоснабжения Системы отопления и теплоснабжения следует испытывать при отключенных котлах и расширительных сосудах гидростатическим методом давлением, равным 1,5 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) в самой нижней точке системы.Система

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и

9.3. Меры безопасности при эксплуатации сети теплоснабжения

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

9.3. Меры безопасности при эксплуатации сети теплоснабжения Техника безопасности при выполнении работ по ликвидации аварий на тепловых сетях аналогична технике безопасности при работах на наружных водопроводных сетях. Но имеются и особенности, например, опасность

Красноярский краевой суд (Красноярский край) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Хвалько О.П. Дело № 33-2657/2015

25 марта 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего Паюсовой Е.Г.

Судей Макаровой Ю.М., Данцевой Т.Н.

С участием прокурора Дозорцевой Е.Г.

При секретаре Мядзелец Е.А.

Заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М.

Гражданское дело по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» по выполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности совершить действия, направленные на выполнение инвестиционной программы,

По апелляционной жалобе ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)»,

На решение Железнодорожного районного суда от, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» по выполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности совершить действия, направленные на выполнение инвестиционной программы, удовлетворить частично:

Обязать ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в срок не позднее с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, утвержденные Инвестиционной программой по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы:

Установку двух дополнительных насосов СЭ-1250-140 на подающем и насоса СЭ-2500-60 на обратном трубопроводах насосной станции № 1, находящейся по.

Установку двух дополнительных насосов СЭ-1250-70 (по одному насосу на подающем и обратном трубопроводах) на насосной станции № 10, находящейся по.

Проектирование и строительство насосной станции по в районе тепловой камеры ТК П2706 на обратном трубопроводе тепловой сети «П27» производительностью 2500 т/ч

Проектирование и строительство участка магистральной тепловой сети от тепловой камеры ТК П2713 по до тепловой камеры ТК 1109, находящейся в районе совхоза «Октябрьский», длиной 1500 м диаметром 2 Ду 500.

В остальной части исковых требований прокурору - отказать.

Взыскать с ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме рублей».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о признании незаконным бездействие по невыполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности по исполнению мероприятий.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения законодательства об основах регулирования тарифов, полноты выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса прокуратурой района выявлены нарушения, связанные с неисполнением в установленные программой сроки намеченных мероприятий. В этой связи прокурор просит признать незаконным бездействие ОАО ««Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) по невыполнению следующих мероприятий: модернизации участка магистральной тепловой сети «08» по от тепловой камеры ТК 0828 до тепловой камеры ТК 2001 длиной 110 м. с увеличением диаметра с 2Ду 300 до 2 Ду 500, запланированному к выполнению в 2009 году; установки двух дополнительных насосов СЭ-1250-140 на подающем и насоса СЭ-2500-60 на обратном трубопроводах насосной станции №1, находящейся по, запланированному к выполнению на 2008, 2010-2012 годы; установки двух дополнительных насосов СЭ-1250-70 (по одному насосу на подающем и обратном трубопроводах) на насосной станции №10, находящейся на д, запланированному на 2008, 2010-2011 годы; проектирования и строительства участка магистральной тепловой сети от проектируемой насосной станции, расположенной между тепловой камерой КСЗ-6 и тепловой камерой ТК 0629, находящихся на магистральной тепловой сети «06», до магистральной тепловой сети «03» в район длиной 1800 м диаметром 2Ду 700, запланированному к выполнению на 2010-2012 годы; проектирования тепловых сетей в микрорайоне Метростроитель и строительство участка тепловых сетей от контрольно-регулировочного пункта до первой тепловой камеры, запланированного на 2008, 2012 годы; проектирования и строительства насосной станции по в районе тепловой камеры ТК П2706 на обратном трубопроводе тепловой сети «П27» производительностью 2500 т/ч, запланированному на 2008-2011 годы; проектирования и строительства контрольно-регулировочного пункта в микрорайоне Метростроитель, запланированному на 2008, 2011-2012 годы; проектирования и строительства участка магистральной тепловой сети от тепловой камеры ТК П2713 по до тепловой камеры ТК 1109, находящейся в районе совхоза «Октябрьский» длиной 1500 м. диаметром 2 Ду 500.

Также прокурор просил возложить на ОАО ««Енисейская ТГК» обязанность в срок не позднее 1 года с момента вступления в силу решения суда выполнить утвержденные инвестиционной программой вышеуказанные мероприятия.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) Исаева Т.С. просит отменить решение, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что судом не было учтено, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты, что повлекло неправильное применение положений закона № 210 ФЗ, что явилось принятием неправосудного решения. Указывает, что рассмотрение настоящего заявления от имени прокурора повлекло нарушение положений ст. , ч. 1 ст. , ст. , ч. 1 ст. , ст. . Мотивировочная часть решения противоречит резолютивной части решения, что, по мнению апеллянта, противоречит положениям ст. - . Кроме того, указывает, что решение принято в отношении прав и обязанностей стороны, не привлеченной к участию в процессе в лице РЭК.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, выслушав прокурора Дозорцеву Е.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, представителя ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» Исаеву Т.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст. по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение.

Как следует из материалов дела, Постановлением Красноярского городского совета депутатов от 11 мая 2007 года № В-84П (в редакции постановления Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2009 № 8-72П) была утверждена инвестиционная программа ОАО «Енисейская ТГК-13» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы.

Постановлением Красноярского городского Совета депутатов от 22 декабря 2009 года № 8-72П «О внесении изменений в Постановление Красноярского городского Совета депутатов от 11.05.2007 года № В-84П, администрацией вынесено постановление от 27.01.2010 года № 18 об утверждении на период 2010-2012 годов тарифа ОАО « Енисейская ТГК-13» на подключение к системе теплоснабжения в размере 5 871 рубль 37 копеек/Гкал/час присоединенной мощности (без учета НДС); тарифа на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) недвижимости к системе теплоснабжения в размере 5 871 рубль 37 копеек/Гкал/час присоединенной мощности (без учета НДС), исходя из отсутствия необходимости реализации – инвестиционных программ – иных организаций коммунального комплекса, технологически связанных с ОАО «Енисейская ТГК-13», при реализации указанной инвестиционной программы.

Разрешая спор суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска указав, что поскольку решение об утверждении тарифа для ОАО «Енисейская ТГК-13» принято постановлением Красноярского городского Совета депутатов исходя из суммы расходов, заложенных в основу инвестиционной программы, инвестиционная программа реализована не в полном объеме (мероприятия программы произведены на сумму рубля (с НДС), вместо утвержденной рублей), мероприятия, обязанность выполнения которых возложена судом на ответчика, фактически исполняются и находятся в стадии завершения, в силу чего имеются основания для возложения на ОАО «Енисейская ТГК-13» обязанности по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой на 2007-2012 годы, реализация которых уже начата ответчиком.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку такие выводы не соответствуют действующему законодательству.

В силу п.п.2, 7 ч.1 ст. 14 Закона о тарифах (в редакции Федеральных законов от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ, от 30.12.2012 г. № 289-ФЗ), на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы, изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса, является основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. Соответственно, законом не установлено, что последствием неисполнения инвестиционной программы является возложение на организацию обязанности по исполнению мероприятий программы.

Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона № 191-ФЗ от 27.07.2010 г., начиная с 01.01.2011 г. Федеральный закон № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не устанавливает основы ценообразования в отношении организаций, обеспечивающих теплоснабжение, а распространяет свое действие на организации, обеспечивающие утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Действующее в настоящее время законодательство, устанавливающее основы регулирования тарифов организаций, обеспечивающих теплоснабжение, и определяющее принципы и методы регулирования тарифов на услуги указанных организаций (в частности, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении») также не предусматривает в качестве ответственности за невыполнение инвестиционной программы возложение на теплоснабжающую организацию обязанности выполнения мероприятий инвестиционной программы.

Так, в соответствии с ч. 8 статьи 23.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы.

Таким образом, поскольку из фактических материалов дела следует, что мероприятия, по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007 -2012 годы, ОАО «Енисейская ТГК-13» выполнялись, однако, сроки выполнения не соблюдены по объективным причинам, с учетом того, что действующее законодательство не устанавливает в качестве последствия неисполнения мероприятий инвестиционной программы, понуждение к исполнению утвержденных мероприятий, судебная коллегия приходит к выводу о том, что невыполнение ответчиком в полном объеме предварительно определенных планом инвестиционной программы мероприятий, не является основанием для возложения обязанности на ответчика по выполнению мероприятий инвестиционной программы.

Возложение на ответчика указанных судом мероприятий, по сути, является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия. Между тем в соответствии с положениями ч.2 ст. ФЗ «О прокуратуре» органы прокуратуры не должны подменять собой иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Кроме того, истцом не указано каким образом указанное в иске бездействие ответчика нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы ОАО «Енисейская ТГК-13» заслуживают внимания, решение суда подлежит отмене, с разрешением вопроса по существу путем принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст. , судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда от отменить.

В удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц к о признании незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» по выполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности совершить действия, направленные на выполнение инвестиционной программы, отказать в полном объеме.

Председательствующий

Суд:

Красноярский краевой суд (Красноярский край)

В комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры входят проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (ОКК). И можно отметить то, что сегодня в законах, регламентирующих предоставление коммунальных услуг и развитие систем коммунальной инфраструктуры, нет единообразного подхода. Так, в федеральных законах «О водоснабжении и водоотведении», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (как уже отмечалось, сегодня этот закон регулирует утилизацию ТБО) речь идет о формировании инвестиционных программ на основе технических заданий, формируемых органами местного самоуправления.

В Федеральном законе «О теплоснабжении» инвестиционная программа организации - это программа финансирования мероприятий в сфере теплоснабжения, утверждаемая субъектом Российской Федерации на основе схемы теплоснабжения. Но при этом использование технических заданий законом не прописывается. Разработка схем теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, также разработчиком схем теплоснабжения могут выступать теплоснабжающие и теплосетевые организации.

Срок, на который разрабатывается схема теплоснабжения - не менее 15 лет. Проект схемы теплоснабжения подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Таким образом, можно констатировать, что единообразный подход к планированию развития систем коммунальной инфраструктуры пока не сложился, и количество документов, регламентирующих разные аспекты развития объектов коммунального комплекса, значительно.

Инвестиционная программа организации коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение и утилизация ТБО) разрабатывается ОКК на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации муниципального образования. Проект инвестиционной программы в водоснабжении и водоотведении утверждается уполномоченным органом исполнительной власти региона, а в сфере утилизации ТБО - органами местного самоуправления.

Поскольку в общем случае техническое задание на разработку инвестиционной программы разрабатывается на базе принятых документов территориального планирования, то на момент разработки технического задания для каждой ОКК органы местного самоуправления уже точно знают, где и в какие сроки необходимо построить основные объекты данной инфраструктуры. Следовательно, степень детализации данной задачи в техническом задании должна быть достаточно высокой.

Другими словами, в техническом задании органы местного самоуправления должны представить перечень задач по строительству инфраструктурных объектов, который будет обязательным для выполнения ОКК. Таким образом, в техническом задании в сфере водоснабжения и водоотведения отражается перечень мероприятий, направленных на:

  • повышение качества питьевой и горячей воды, качества очистки сточных вод;
  • повышение надежности водоснабжения и водоотведение (в том числе реконструкция, модернизация и строительство объектов);
  • повышение качества обслуживания абонентов;
  • энергосбережение объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
  • снижение удельных расходов энергетических ресурсов;
  • подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения новых абонентов с указанием мест расположения, нагрузок, сроков подключения, с выделением объектов, строительство которых финансируется за счет утвержденной платы за подключение;
  • защиту централизованных систем водоснабжения и водоотведения от различных угроз.

Ожидаемые сроки реализации этих задач определяются в техническом задании органами местного самоуправления. Организации коммунального комплекса необходимо перевести эти задачи в формат предполагаемых решений - инвестиционных проектов на стадии технико-экономического обоснования и рассчитать стоимость их реализации. Задача по подключению новых потребителей должна иметь высокую степень детализации.

Так, органами местного самоуправления перед ОКК может быть поставлена цель добиться 100%-й очистки всех стоков на территории муниципального образования или повысить качество стоков до определенных экологических норм. В подобных случаях задачи по достижению поставленной цели могут не содержать способов ее достижения. И различные варианты достижения поставленной цели с указанием их итоговой стоимости должна предложить ОКК. Если техническое задание не содержит перечня необходимых задач по достижению целей, то оно должно предусматривать необходимость формирования такого перечня самой ОКК с указанием стоимости, сроков и содержательного значения каждой задачи.

Наконец, в техническом задании органы местного самоуправления могут указать требование к ОКК по оценке необходимости привлечения инвестиций и способов их возврата. В этом случае ОКК обязана будет представить развернутый анализ привлечения инвестиций с указанием источников и стоимости инвестиций, сроков их возврата и источников компенсации. Если реализация программы предполагается за счет концессионных соглашений, то источники финансирования определяются в соответствии с условиями этого соглашения. Утвержденная программа не может содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования.

В соответствии с законодательством, подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся ОКК.

Для подготовки инвестиционной программы ОКК использует следующую информацию (в том числе из программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры):

  • планируемые участки застройки в течение периода реализации инвестиционной программы;
  • планируемые виды застройки на этих участках (типы объектов, этажность и т. д.);
  • планируемый объем ввода жилья (кв. м);
  • планируемый объем ввода нежилых помещений (кв. м);
  • планируемые уровни нагрузки на системы коммунальной инфраструктуры, возникающие в результате нового строительства;
  • нормативы обеспеченности коммунальными услугами 1 кв. м жилого помещения;
  • удельная стоимость строительства 1 км магистральной
  • удельная стоимость строительства 1 км распределительной сети;
  • объем технических условий (ТУ), выданных в предыдущие периоды (работы, запланированные в данных ТУ);
  • статистика по реализованным и нереализованным ТУ в течение последних нескольких лет (как минимум, за последние три года).

Расчет финансовых потребностей должен основываться на принципе минимальных издержек при сохранении параметров качества строительства и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры. Рассчитанные на основе минимальных издержек финансовые потребности являются основанием для установления и расчета источников финансирования затрат по организации коммунального комплекса и реализации его инвестиционной программы.

Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются ОКК в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту представленной инвестиционной программы или проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей ОКК для устранения выявленных несоответствий.

После устранения всех несоответствий и выполнения ряда процедур, относящихся к тарифному регулированию, представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу ОКК для ТБО, субъект Российской Федерации - для программ водоснабжения и водоотведения (можно эти полномочия передать муниципалитету). Инвестиционные программы водоснабжения и водоотведения не могут быть утверждены в отсутствии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения.

Регулирование инвестиционных программ в сфере электроэнергетики основано на Постановлении Правительства «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики». Разработкой программ занимаются субъекты электроэнергетики. Инвестиционные программы электроэнергетики утверждаются либо федеральным центром, либо субъектами Российской Федерации в зависимости от типа субъекта электроэнергетики и включают в себя:

  1. перечень инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы, в том числе инвестиционных проектов, предусматривающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
  2. краткое описание инвестиционной программы по основным направлениям инвестиционных проектов, в том числе с указанием неооходимости и целей их реализации, вводимом мощности, вида используемого топлива и места расположения объекта, срока ввода и вывода мощности, полной и остаточной стоимости инвестиционных проектов, показателей энергетической эффективности оборудования;
  3. графики строительства объектов электросетевого хозяйства и генерирующих объектов, включая их наименования, планируемые сроки и объемы выполнения работ по инвестиционным проектам, а также планируемые объемы финансирования по кварталам;
  4. финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, с указанием источников и способов финансирования инвестиционной программы, а также степени обеспеченности инвестиционной программы источниками финансирования;
  5. отчет об исполнении финансового плана субъекта электроэнергетики за предыдущий и текущий годы;
  6. финансовую (бухгалтерскую) отчетность субъекта электроэнергетики на последнюю отчетную дату, а также аудиторское заключение;
  7. программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (при наличии таковой);
  8. план финансирования инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы;
  9. отчет об исполнении инвестиционной программы за предыдущий и текущий годы с указанием введенной мощности, объемов финансирования и их источников (при реализации инвестиционной программы в предыдущем и текущем годах).

Таким образом, проекты инвестиционных программ ОКК разрабатываются на основе документов территориального планирования и затем включаются в комплексную программу развития систем коммунальной инфраструктуры, разрабатываемой органами власти муниципальных образований.

Развитие коммунальной инфраструктуры может осуществляться и в рамках прямых договорных отношений с каждым из застройщиков. Но это может ее привести (и, как показывает практика, приводит) к злоупотреблению своим монопольным положением, поскольку эта деятельность монополиста остается нерегулируемой. Поэтому органы местного самоуправления и органы власти субъектов Российской Федерации, выполняя свои функции, должны реализовывать законные права по регулированию этого вида деятельности коммунальных монополистов.

Утверждение инвестиционной программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и выполнение необходимых процедур тарифного регулирования являются основанием для заключения органами власти с ОКК договора в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющего условия реализации утвержденной инвестиционной программы этой организации. Данными договорами могут являться сервисные контракты, договоры аренды, договоры, основанные на показателях деятельности ОКК, договоры доверительного управления муниципальным имуществом, образующим систему коммунальной инфраструктуры, концессионные соглашения и иные аналогичные договоры и соглашения.

В указанном договоре стороны определяют:

  • сроки выполнения инвестиционной программы;
  • перечень работ (основная часть инвестиционной программы);
  • основные индикаторы реализации инвестиционной программы и сроки их достижения;
  • обязательства бюджетного финансирования (при его наличии);
  • инвестиционные обязательства и обязательства по их компенсации.

В договоре также определяются права и обязанности сторон, ответственность каждой из сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, порядок разрешения споров. Помимо указанного договора, ОКК обязана заключать договоры о подключении с обратившимися к ней лицами, осуществляющими реконструкции или строительство зданий, в случае если реконструкция повлечет увеличение потребляемой нагрузки (Постановление Правительства «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры»).

Прежде чем ОКК будет обязана заключить с застройщиком публичный договор на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, на застройщика налагается обязанность, согласно Градостроительному кодексу, в течение года с момента получения технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку и сроки подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также срок их действия и информацию о плате за подключение, определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий. Основаниями для отказа от заключения договора о подключении являются:

  • отсутствие у заказчика ТУ (если в соответствии с законодательством требуется получение таких условий);
  • срок действия ТУ истек или истекает в течение 30 дней с даты получения исполнителем оферты;
  • заявленная в оферте нагрузка превышает максимальную нагрузку, указанную в ТУ, выданных заказчику, и заказчик отказывается уменьшить эту нагрузку до величины, установленной ТУ.

При необоснованном уклонении или отказе исполнителя от заключения договора о подключении заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора о подключении, а также о взыскании убытков, причиненных необоснованным отказом.