Порядке доступа к конфиденциальной информации налоговых органов. Предоставление конфиденциальной информации предприятия государственным органам и иным организациям. Кому выгодна налоговая конфиденциальность

Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Порядок
доступа к конфиденциальной информации налоговых органов
(утв. приказом МНС РФ от 03 марта 2003 г. N БГ-3-28/96)

1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется - Порядок) составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2003, N 2, ст.167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.127) и иные нормативные правовые акты.

3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

10. Форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

11. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.

12. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом.

13. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от
20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите
информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 8, ст. 609; 2003, N 2, ст. 167) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие
прилагаемый Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ

Утвержден
Приказом МНС России
от 03.03.2003 N БГ-3-28/96

ДОСТУПА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется - Порядок) составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2003, N 2, ст. 167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134), Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609; 2003, N 2, ст. 167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127) и иные нормативные правовые акты.

3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

10. Форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

11. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.

12. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом.

13. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Об утверждении Порядка доступа
к конфиденциальной информации налоговых органов


В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167)

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.Букаев


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 марта 2003 года,
регистрационный N 4335

Приложение. Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов

1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется - Порядок) составляют Конституция Российской Федерации , часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2003, N 2, ст.167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.127) и иные нормативные правовые акты.

3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации .

9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

10. Форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

11. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.

12. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом.

13. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
N 23, 09.06.2003

Под налоговой конфиденциальностью понимается обстоятельство, по которому представители налоговых органов не имеют права предоставлять сведения о финансовом состоянии или статусе плательщика сторонним лицам за исключением случая распоряжения суда. Понятие «налоговая конфиденциальность» тесно связано с другим – « ».

Конфиденциальность плательщика охраняется Налоговым кодексом (ст. 102), начиная с 1999 года. Важное условие: конфиденциальность не зависит от статуса плательщика – в равной степени защищаются сведения как о физических лицах, так и об индивидуальных предпринимателях и предприятиях.

Кому выгодна налоговая конфиденциальность?

Режим конфиденциальности на руку плательщикам. Во время проверок физические лица предоставляют сведения о собственном уровне дохода и материальном положении – такая не может быть распространена. Для предприятий налоговая конфиденциальность еще важнее – разглашение сведений способно лишить их конкурентных преимуществ в борьбе за долю рынка.

В то же время конфиденциальность является проблемой для тех физических лиц, которые собираются вступить в отношения с организацией, так как лишает их возможности собрать информацию для глубокого анализа. Особенно это актуально для финансовых организаций – паевых фондов и банков.

С. В. ЦВЕТКОВА

Управление ФНС России по г. Москве

ОРГАНИЗАЦИННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осуществление налогообложения, являющегося финансовой основой существования государства, приводит к аккумуляции в системе налоговых органов Российской Федерации большого объема экономической информации. Неправомерное ее распространение может повлечь за собой серьезные последствия, как для деловой репутации организации-налогоплательщика, так и негативно сказаться на финансовом положении налогоплательщика физического лица. К примеру, проведя анализ отдельных документов из представляемых в качестве налоговой отчетности юридического лица, можно получить информацию об основных источниках дохода организации, а также установить применяемые ее законные способы минимизации налоговой базы. В настоящее время, в условиях достаточно жесткой конкуренции в отдельных областях рынка, подобная информация в руках конкурента может на значительный период лишить организацию большей части ее прибыли. Таким образом, построение надлежащей защиты налоговозначимой информации является залогом нормальной деятельности на рынке отдельных хозяйствующих субъектов, а также является одной из составляющих стабильной экономической ситуации в стране.

Однако обеспечение информационной безопасности налоговой сферы в настоящее время требует разрешения ряда как правовых, так организационных вопросов.

Одной из основных проблем в правовой плоскости является соотношение режимов служебной тайны и налоговой тайны как двух основных блоков конфиденциальной информации налоговых органов. Отсутствие определений “служебная информация”, “служебная тайна” в законодательстве ведет к понятийной путанице во многих подзаконных актах, посвященных защите информации в налоговой системе , и к объединению этих двух режимов в один, а как следствие этого нарушению прав лиц, управомоченных на защиту своей финансовой информации. Данные нарушения возникают в связи с тем, что в рамках налогового ведомства , сохранность информации, относимой как к налоговой, так и к служебной тайне обеспечивается одинаковыми мерами защиты. И при последующем предоставлении этой информации, влекущем ее разглашение, в большинстве случаев не учитывается, что субъектом управомоченным осуществлять распоряжение сведениями, составляющими налоговую тайну, являются физические и юридические лица, которыми в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности были сформированы финансовые документы, предоставляемые в налоговые органы на основе закона. Следовательно, разглашение данной информации может осуществляться только с письменного согласия указанных лиц.

Недостаточная правовая регламентация порядка осуществления обмена конфиденциальной информацией налоговых органов с субъектами управомоченными на ее получение, также ведет к ее неправомерному разглашению. Применяемые в настоящее время при осуществлении обмена налоговозначимой информацией положения Приказа МНС “Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов ”от 01.01.2001 № БГ-3-2/8/96 не только четко не определяют требования к форме запроса на ее предоставление, но и не содержат каких-либо ссылок на законодательные акты, устанавливающие меры ответственности за разглашения данной информации.

Кроме того, практически незатронутой правовым регулированием остается сфера защиты конфиденциальных информационных ресурсов налоговых органов, представленных в электронном виде. При этом следует заметить, что большинство сведений, составляющих налоговую тайну, а также служебную тайну налоговых органов в связи с огромными объемами хранимой информации содержаться именно в электронном виде. Таким образом, положения о порядке формирования конфиденциальных электронных информационных ресурсов налоговых органов, порядке удаленного доступа к указанным ресурсам, рамки ответственности частных операторов связи, обеспечивающих передачу информации, должны найти отражения в правовом регулировании. Это одна из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня.

Указанные нарушения чаще всего возникают при последующей передаче информации ограниченного распространения налоговых органов. Возникающая при этом проблема связана с тем, что условия хранения информации, относящейся как к режиму налоговой тайны, так и служебной тайны внутри налогового ведомства могут быть одинаковыми.