Вильям Похлёбкин - История водки. Вильям Похлёбкин - История водки Значение слова сикера

, сидра , пальмового вина и т. п. Встречается во множестве мест в Библии (Втор. 29:6 , Ис. 5:11 , Прит. 31:6 , Лк. 1:15 и др.). Из переводов Библии сикера вошла в старославянский и древнерусский языки. В русском языке слово сикера в значении «хмельной напиток вообще» вышло из употребления к XV веку, и в современном русском языке используется в церковном лексиконе. Наиболее известное и яркое из библейских предостережений против пьянства из книги Притч Соломона звучит как:

До XIV века на Руси сикерой именовалась одна из разновидностей «творёного пива» - хмельного, производимого по технологиям пивоварения, медоварения или квасогонки .

Напишите отзыв о статье "Сикера"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сикера

Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...

, сидра , пальмового вина и т. п. Встречается во множестве мест в Библии (Втор. , Ис. , Прит. , Лк. и др.). Из переводов Библии сикера вошла в старославянский и древнерусский языки. В русском языке слово сикера в значении «хмельной напиток вообще» вышло из употребления к XV веку, и в современном русском языке используется в церковном лексиконе. Наиболее известное и яркое из библейских предостережений против пьянства из книги Притч Соломона звучит как:

До XIV века на Руси сикерой именовалась одна из разновидностей «творёного пива» - хмельного, производимого по технологиям пивоварения, медоварения или квасогонки .

Напишите отзыв о статье "Сикера"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сикера

– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. "Вина и творена кваса не имать пити" , - говорится в одном из церковных предписаний. "Горе квас гонящим", - читаем в другом источнике , и это ясно указывает на то, что речь идёт не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым "крепким", дурманящим был "квас неисполненный", который весьма часто сопровождается эпитетом "погибельный" . На старославянском языке слово "неисплънены" означало незавершённый, не полностью готовый, не доведённый до конца, плохого качества (противоположный латинскому perfect) . Таким образом, речь, вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду кваса относилась и редко встречающаяся в источниках "кисера" - сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово "квас" означало "кислое" и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово "кисера" можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера - искажение слова "сикера", так же означающего один из древних алкогольных напитков.

4. Сикера. Слово это вышло из употребления в русском языке, причём из активного бытового языка, как раз в XIV - XV веках, на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков.

Слово "сикера" вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке.

Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время чётко отделялось от виноградного вина. "Вина и сикеры не имать пити" . В греческом языке, с которого переводили Евангелие, "сикера" так же означала искусственный "хмельной напиток" вообще, причём любой пьянящий напиток, кроме естественного вина . Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - "шекар" "шехар" и "шикра".

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало "сикеру" . Шекар (Schekar) на древнееврейском - "всякий пьяный напиток, кроме лозного вина" . Это слово дало в русском "сикер". Поэтому в одних источниках встречается "сикера", в других - "сикер". Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков "сикер", изготовляемый из плодов финиковой пальмы, был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие "сикера" означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо - или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях учёные монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

5. Пиво. Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, мёда, кваса и сикеры - в источниках XI - XII 1 веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питьё, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определённого вида в современном нашем понимании. "Благослави пищу нашу и пиво", - читаем в памятнике XI века . Позднее, однако, появляется термин "твореное пиво", то есть напиток, питьё, специально сваренное, сотворённое, как вино. Твореным пивом, как видно из источников , называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток - ол. Таким образом, термин "пиво" сохранил свой широкий смысл и до XII - XIII веков. Если в Х - XI веках так называли всякий напиток, всякое питьё, то в XII - XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино - всё это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питьё. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение - ол.

6. Ол. В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения ещё одного алкогольного напитка - "ол" , или "олус". Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название "олуй" , что, по всей видимости, означало то же самое, что и "ол". Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливали это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем. Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это ещё более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, ещё более подтверждает, что олом в XII - XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин "ол" давали весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо в конце XIII века в "Номоканоне" указывается, что ол может быть принесен в храм "в вина место", то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино .

7. Березовица пьяная. Этот термин отсутствует в письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще .

Анализ терминологии спиртных напитков IX - XIV веков даёт основание сделать следующие выводы.

Спрашивает оксана
Отвечает Александра Ланц, 21.09.2010


Вопрос: "Что означают стихи из ?"

Мир вам, Оксана!

Давайте внимательно прочитаем ту часть главы, которая имеет явное отношение к слову «сикера»:

"Слова Лемуила царя.

Наставление, которое преподала ему мать его:

что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего".

Здесь мы видим обращение матери к своему сыну, который является царём, князем: «Не царям , Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру» , и так же мы видим, почему они не должны это делать: чтобы вино и сикера не затмили их рассудок и не отвратили их тем самым от самого главного, для чего они стали царями/князьями: «чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых».

Таким образом, если перед нами царь/князь, то ему никак нельзя затмевать свой рассудок алкоголем.

Дальше следует очень интересный момент: а вот тем, которые огорчены душой, которые погибают, не видят выхода из своих страданий, алкоголь приносит некоторое облегчение: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» . Приносит ли он спасение? Нет, потому что сказано, что это погибающие люди: как погибали, так и продолжают стоять на этом пути.

Перед нами пример еврейской поэзии, где главный приём – параллелизм:

цари/князья
противопоставлены
погибающим людям


Слова «царь», «князь» Библия использует в нескольких значениях, поэтому давайте будем осторожными, когда пытаемся понять основной смысл отрывка. Ведь этот отрывок ясно говорит о том, что цари/князья – молодцы, а все остальные – погибающие. Если применить эти стихи только к земной ситуации «президенты» (власть придержащие) и «народы», то как-то не совсем увязывается, не правда ли?

Но давайте присмотримся к очень важному значению слов «цари», «князья», которое несколько раз вспыхивает на страницах Библии.

Если терпим, то с Ним и царствовать будем ...

и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков .

Думаю, что даже не надо особо комментировать эти тексты, потому что из них совершенно определённо можно сделать вывод о том, что спасённые для Вечности люди становятся царями/князьями, которым предназначено царствовать на земле. Кстати, в свете этого вывода, текст приобретает более глубокий смысл, чем тот, который лежит на поверхности: Христос является царём и Господином не только над обычными земными властями, но и над спасёнными людьми. Люди – цари и господа над тем миром, который будет ещё раз дарован человечеству, а Христос – царь этих царей и Господь этих господствующих.

Итак, вернёмся к вашему вопросу... противопоставление «цари, князья» и «погибающие» - это противопоставление между спасёнными и отвергшими спасение.

Спасённый всегда должен находиться с состоянии постоянной трезвости ума, чтобы иметь возможность чётко различать добро и зло и не колеблясь избирать только добро, поэтому и сказано «не царям пить вино, и не князьям – сикеру». Спасённый – царствует, господствует над своей жизнью, над своим телом (см. ), потому что хорошо знает Закон Бога (когда Библия произносит слово Закон - это в подавляющем большинстве случаев именно Закон Бога), и этот Закон во всём ограждает спасённого от грозящих навечной смертью опасностей.

А что предложить тому, кто выбрал путь погибели, тому, что ходит с огорчённой душой и не желает откликаться на зов Спасителя, кто духовно нищ и наг, но думает, что сыт и одет? Если он окончательно отказался от спасения, где царствует настоящая радость и настоящий покой, то дайте ему хотя бы сикеру, чтобы не так было больно доживать дни его жизни. Пусть он, отказавшийся от Воды Жизни () открывает свои уста для зелья, которое, по его мнению, хоть какое-то облегчение ему принесёт. А спасённый станет открывать свои уста не для этого, но для того, чтобы вступаться за безгласного, защищать сирот и бедных и творить истинное правосудие.

В текстах о которых вы спрашиваете, есть ещё более глубокий смысл, и он открывается, когда внимательно изучаешь то, что написано в книге Откровение о Вавилонской блуднице. Я не стану здесь подробно комментировать эту линию в понимании слов о сикере , царях и погибающих , но лишь приведу два текста:

«Вавилон, город великий, он яростным вином блуда своего напоил все народы » ().

«с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.... и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее ; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Окр.17).

Заинтересовавший вас текст говорит о том, что настоящие цари не пьют блудливого вина из чаши «губительницы царей», а оставляют эту чашу тем, кому окончательно и бесповоротно нравится пить из неё.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова сикера

сикера в словаре кроссвордиста

Википедия

Сикера

Сике́ра , сике́р (из (сикера ) от (шикра )) - общее обозначения для любого алкогольного напитка, помимо виноградного вина - пива , сидра , пальмового вина и т. п. Встречается во множестве мест в Библии. Из переводов Библии сикера вошла в старославянский и древнерусский языки. В русском языке слово сикера в значении «хмельной напиток вообще» вышло из употребления к XV веку, и в современном русском языке используется в церковном лексиконе. Наиболее известное и яркое из библейских предостережений против пьянства из книги Притч Соломона звучит как:

Похлёбкин считает, что сикер и сикера изначально обозначали два разных типа напитка: первый, от (шикра ), обозначал род пива и производился по технологиям близким к пиво - или медоварению; второй, от (шикер ), применялся к крепким спиртным напиткам, полученным методом перегонки, и был по сути водкой. Однако некоторые источники указывают, что точное значение слова неизвестно.

До XIV века на Руси сикерой именовалась одна из разновидностей «творёного пива» - хмельного, производимого по технологиям пивоварения, медоварения или квасогонки.