Восстановление порушенных святынь. Алексей полубота - порушенные святыни - наследник. Троицкая церковь с. Троицкое

13 ноября 2016 года в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений в здании Московской областной Думы состоялась конференция на тему «Восстановление порушенных святынь — долг современных поколений». В мероприятии приняли участие , заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе Н.П. Овсиенко, министр образования Московской области М.Б. Захарова, председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов, викарные епископы , благочинные церковных округов Московской епархии, члены Епархиального отдела по реставрации и строительству, сотрудники Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, депутаты областной Думы, представители муниципалитетов.

В фойе здания Московской областной Думы работала фотовыставка, посвященная восстановлению порушенных святынь.

После вступительного слова председателя Московской областной Думы И.Ю. Брынцалова был продемонстрирован фильм, посвященный теме конференции.

С докладом «Об опыте работы Попечительского совета Свято-Духовского храма села Шкинь Коломенского района» выступил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко.

Затем к участникам конференции обратился митрополит Ювеналий. В своей речи владыка сказал:

«Когда я стал митрополитом Крутицким и Коломенским в 1977 году, в Подмосковье было всего 132 действующих храма, остальные находились в пользовании сторонних организаций или стояли в руинах. Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году началось постепенное возвращение церквей верующим. И в Подмосковье развернулась, можно сказать, всенародная церковная стройка, охватившая все уголки нашей области. Православные люди восстанавливали оскверненные, разграбленные и разрушенные дома Божии. Многие отдавали на это последние сбережения, другие, не имея средств, приходили трудиться на строительные площадки. В каких-то случаях к реставрации подключались власти, в каких-то — благотворители. В результате очень значительная часть храмов и монастырей была восстановлена, причем подчас в бóльшем благолепии, нежели это было до богоборческого смерча.

Со временем стало ясно, что во многих населенных пунктах, возникших в ХХ веке, вообще никогда не было церквей. И там началось возведение новых храмов. В результате в настоящее время в Московской епархии богослужения совершаются в более чем одной тысяче восьмистах храмах, причем почти пятьсот из них — новопостроенные. Вроде бы много, но если учесть, что население Московской области приближается к семи с половиной миллионам, то это, как говорят, "капля в море".

Возвращение Православия в жизнь общества постепенно привело людей к осознанию того, что вера Христова была и остается неотъемлемой частью отечественной культуры. Доброжелательное сотрудничество со школой позволило достаточно широко развернуть различные проекты в области духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения, которому прививаются вера, нравственность и патриотизм. Одной из образовательных программ в этой сфере является "Духовное краеведение Подмосковья", в рамках которого православное наследие рассматривается в тесной связи с памятниками культуры, находящимися в Московской области. Примеры выдающихся шедевров храмовой архитектуры показывают молодежи значение веры в жизни предшествующих поколений и свидетельствуют о стремлении выдающихся людей России оставить о себе память через прославление Бога.

К сожалению, несмотря на все достижения в деле реставрации, последствия разрушений, происшедших в минувшем столетии, настолько значительны, что в Московской области остаются еще двести пятьдесят руинированных храмов. Очевидно, что эти памятники стремительно разрушаются и осталось совсем мало времени для их спасения. Поэтому в 2015 году был создан Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, в который направляют свои пожертвования как частные лица, так и организации.

Отмечу, что наш губернатор Андрей Юрьевич и председатель Думы Игорь Юрьевич лично вовлечены в процесс храмоздательства. Я имею в виду строительство новой Никольской церкви в Красногорске и реставрацию уникального огромного старинного Воскресенского храма в селе Дединово Луховицкого района, а также возведение Никольского храма в Балашихе.

Что касается упомянутого Фонда, то им ведется интенсивная работа. Три возрожденных на его средства храма я уже освятил в этом году.

Древнейшим из них является Ильинский храм в селе Пруссы Коломенского района. Этот шедевр зодчества XVI века вернули верующим в 1997 году без крыши и с разрушенными стенами. Конечно, хорошо, что три храма восстановлены, но неизмеримо большее число все еще ожидает реставрации. Это серьезная проблема не только для Церкви, но и для всех, кому небезразлична судьба нашей культуры. К примеру, в селе Моногарово Зарайского района находится церковь Сошествия Святого Духа. Здесь одним из прихожан был Федор Михайлович Достоевский, чье поместье Даровое расположено поблизости. При церкви находятся семейные захоронения его родственников. При этом само храмовое здание выглядит так, как будто его вчера бомбили. И это в приближении 200-летнего юбилея великого писателя!

Таких примеров можно приводить много. Однако хочу теперь сказать о другом. Проблема восстановления святынь — общенациональная. Хорошо, если есть помощь от государства. Но важно, чтобы каждый гражданин лично чувствовал свою ответственность и за исправление совершенных в прошлом несправедливостей, и за восстановление культурных памятников, и за возрождение Святой Руси в сердцах людских. Неправильно думать, что только в прошлом были жертвователи, стремившиеся оставить по себе добрую память. Свидетельство тому дела известного благотворителя Николая Александровича Цветкова, который вместе с членами своей семьи построил новый комплекс зданий Коломенской духовной семинарии, восстановил церковь в родном селе и завершает возведение грандиозного Михаило-Архангельского храмового ансамбля в деревне Путилково Красногорского района.

Вот еще один пример. Заместитель полномочного представителя Президента России в Центральном Федеральном округе Николай Павлович Овсиенко возглавляет попечительский совет по восстановлению Свято-Духовской церкви села Шкинь в Коломенском районе. Этот грандиозный храм с двумя колокольнями является аналогом Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Уникальный реставрационный проект уже близится к завершению.

Как мы сегодня увидим во время церемонии награждения, есть немало тех, кто, располагая средствами, имеют желание сделать в жизни нечто важное, что останется в веках, а также дать добрый пример современным поколениям.

Надеюсь, что обсуждение предложенной темы, а также те действия, которые будут предприняты по результатам встречи, помогут объединить усилия всех тех, кто неравнодушен к судьбе национального духовного и культурного наследия. Желаю участникам заседания успехов в работе и призываю на вас Божие благословение!»

По завершении выступления владыки митрополита И. Ю. Брынцалов вручил награды Московской областной Думы тем, кто принимает активное участие в деле восстановления порушенных святынь Подмосковья.

Почетного знака Московской областной Думы «За труды» были удостоены президент некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Лукойл» Н.Ю. Алекперова, глава финансовой корпорации «Органик» Н.А. Цветков, председатель Управляющего совета Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь протоиерей Михаил Егоров, председатель Епархиального отдела по реставрации и строительству протоиерей Константин Островский. Почетных грамот Московской областной Думы были удостоены попечитель Фонда В.А. Барулин и епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов).

Затем участники конференции выступили с докладами, посвященными теме конференции: председатель комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной Думы О.А. Рожнов — «О сохранении и популяризации памятников истории и культуры в Московской области»; министр образования Московской области М.Б. Захарова — «Почитание святынь Отечества как задача воспитания подрастающего поколения»; секретарь Московского епархиального управления, председатель Управляющего совета Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь протоиерей Михаил Егоров — «Деятельность Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь»; член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.А. Липатов — «О восстановлении Николо-Берлюковского монастыря деревни Авдотьино Ногинского района»; начальник главного управления культурного наследия Московской области В.В. Березовская — «Сохранение объектов культурного наследия в Московской области»; заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы Р.В. Горбунов — «Опыт работы Попечительского совета Введенского Владычного монастыря по восстановлению древних святынь в Серпухове»; глава Дмитровского района В.В. Гаврилов — «Духовно-нравственное воспитание дмитровчан через возрождение святынь».

В завершение работы конференции был принят итоговый документ.

Московская областная епархия /Патриархия.ru

В нашем храме Вы можете приобрести ИМЕННОЙ КИРПИЧИК. Именной кирпичик - это добрая православная традиция. По сложившемуся обычаю именные кирпичики приобретают люди, которые не только хотят поучаствовать в восстановлении и строительстве храмов и монастырей, но и те, кто заботятся о своих близких и родных, живущих и уже умерших. Хорошим подарком именной кирпичик будет христианину на день крещения, именины, к великим праздникам. Но самое важное, дорогие братья и сестры, мы должны понимать, что любая приносимая нами Господу жертва должна прославлять имя Божие, ведь Он нам дарует Царствие Небесное даром, просто так, ведь все что мы приносим Ему вовсе не наше, но Его! Сумма пожертвования за один кирпичик зависит от вашей доброй воли. Минимальное пожертвование за один кирпичик - 250 рублей - довольно символическая сумма, чтобы каждый человек мог принять участие в благом деле восстановления храма.

В СМИ, в интернете без труда можно найти фотографии сожжённых, расстрелянных из орудий храмов Донбасса. Их десятки. Многие православные жители многострадальной донецкой земли уверены, что ВСУ (вооружённые силы Украины) намеренно уничтожают православные святыни «москалей». И всё же в условиях войны церкви Московского патриархата продолжают окормлять верующих, которые сейчас как никогда нуждаются в этом. Мы начинаем цикл материалов о жизни православных приходов Донбасса рассказом о храме святителя Тихона патриарха Московского в селе Зайцево, находящемся фактически на линии фронта.

В наши церкви стреляли и будут стрелять

Когда рассказывают о событиях в Донбассе, чаще всего упоминают о жестоких обстрелах, жертвах. Но, может быть, ещё страшнее та будничность, с которой местные жители привыкли воспринимать реалии войны.

Я приехал в Зайцево утром на такси. Да, в это время водители ещё не отказываются сюда ездить. Примерно с 8-9 утра до двух часов дня здесь почти не слышно стрельбы. В центр Горловки (Зайцево считается районом этого города) успевают проскочить пара рейсовых автобусов. После 3 часов жизнь замирает. Люди сидят по домам, готовые в любой момент бежать в подвал.

Небольшое здание Тихоновского храма из серого кирпича словно укрывается под защитой разрушенных в советское время, но ещё крепких стен некогда могучего Свято-Покровского храма.

Так оно и есть - как узнал я позже, эти старинные стены не раз принимали на себя летящие из-за линии фронта снаряды. Местные называют их «прилётами». И лишь благодаря этому щиту Тихоновский храм до сих пор отделался несколькими незначительными повреждениями от осколков недалеко разорвавшихся мин и снарядов.

Когда я переступил порог церкви, там заканчивалась литургия, причащались маленькие жители Зайцево - несколько тихих девочек и мальчиков с не по-детски отстранёнными взглядами. Прихожан в храме - около двух десятков.

Люди вот уже больше двух лет живут в условиях постоянной войны, - рассказывает настоятель храма отец Николай. - Страшно сказать, мои прихожане улыбались, когда видели по новостям тот шум, который был поднят во время боёв под Авдеевкой в феврале. Здесь война почти не прекращается. У меня хористы живут - за школой. Это совсем близко к линии фронта. Нередко по утрам они буквально ползком на службу добираются. По ним «работают» снайперы. Они проходят, зачастую со сбитыми коленками и локтями, в грязной одежде, просят: «Батюшка погодите немного, мы отдышимся, не можем петь». Дети приходят на службу - одежда пахнет сыростью и плесенью, потому что ночи напролёт проводят в подвалах.

В 7 утра над посёлком ещё стоит грохот орудий, поэтому утренние службы пришлось сдвинуть на час позже. В 8 утра уже относительно безопасно, хотя «прилёт» может случиться практически в любое время.

Мне, как настоятелю, больно и обидно, что уезжают мои прихожане. Но я благословляю их уезжать, потому что понимаю, что здесь они живут, как в аду.

Мы беседуем с отцом Николаем в небольшом домике рядом с храмом. День солнечный, слегка морозный, на удивление тихий. Лишь пару раз неподалёку, как рассказали прихожане, прозвучали автоматные очереди (я их не услышал), да один раз где-то вдалеке глухо ухнул орудийный выстрел. Тишь да гладь по здешним понятиям. Мне, заезжему журналисту, гостеприимно организовали чаепитие. Гости из иной мирной жизни в Зайцево сейчас - редкость.

Даже Красный крест и ОБСЕ, попав под обстрелы, отказались ездить в Зайцево уже больше года назад. Да что там - и «неотложка» из центра Горловки, тоже, в общем-то, прифронтового города, приезжает сюда крайне неохотно или с большим опозданием. Медицинскую помощь, если не считать, фельдшера на недавно открытом пункте, оказывать некому. Поэтому жители Зайцево учатся помогать друг другу сами.

Так получается, что церковь сейчас - один из немногих оплотов жизни в селе. Сюда и верующие, и неверующие идут за помощью. В наиболее трудные дни постоянных обстрелов из Горловской и Славянской епархии сюда привозят бесплатный хлеб, раздают жителям. К счастью, голода, как это было в Донбассе в 2014 году и в начале 2015 года, сейчас нет. Самое необходимое - крупы, простые консервы - поступает в качестве гуманитарной помощи из разных источников.

Однако значительная часть села живёт без электричества, у многих нет денег на самое необходимое - на уголь для обогрева домов, на семена для огорода. Отчаявшиеся люди приходят в храм, и здесь им помогают не только духовно, но и материально, чем богаты...

Больше стало верующих за те годы, что здесь идёт война? - спрашиваю я отца Николая.

Я вам скажу так - ушла какая-то внешняя, показная сторона. Раньше кто-то ходил в храм, чтобы показать другим и себе своё «благочестие». Сейчас стало больше честности. Люди молятся искренне, часто - на коленях, со слезами на глазах. Конечно, прихожан стало меньше - из трёх тысяч жителей, что проживали в Зайцево до войны, уехало примерно две трети. И я этих людей не осуждаю. Я понимаю, как им тяжело. Хотя, казалось бы, мне надо заботиться о том, чтобы у меня приход увеличивался, но я прекрасно понимаю людей, у которых дети спят в подвалах, у которых в домах лопаются стёкла от взрывов. Бывают случаи, когда в нашем храме просто физически невозможно служить, трясутся стены от близких разрывов. В селе практически нет ни одного не повреждённого обстрелами дома. Мне, как настоятелю, больно и обидно, что уезжают мои прихожане. Но я благословляю их уезжать, потому что понимаю, что здесь они живут, как в аду.

На той стороне тоже живут православные, наверно, и среди солдат ВСУ их немало, приходилось ездить туда, совершать требы?

Безусловно. Я не делю людей по разные стороны от линии фронта на плохих и хороших. И в ДНР, и на той стороне есть православные, которых мы обязаны окормлять.

Зайцево как раз разорвано линией фронта. Когда есть возможность, мы ездим совершать требы на ту сторону села, занятую ВСУ. Помню, около года назад, прошлой зимой я поехал туда, попал под жесточайший огонь. Пришлось выскочить из машины, полчаса лежать в снегу. Дело в том, что у нас украинские солдаты и солдаты ДНР друг друга видят, расстояние между позициями полкилометра и меньше. Представьте себе, что мы чувствуем, когда выезжаем на поле между этими позициями. Никогда не известно, начнётся ли обстрел, будут ли стрелять по нашей машине. Был случай, когда старосту нашего прихода на той стороне задержали, одели мешок на голову, допрашивали. Отношение к православным священникам и даже простым прихожанам там непростое, скажем так.

Вы разделяете точку зрения, что ВСУ по православным храмам бьют целенаправленно?

Да. Например, в Горловке к деревянному храму Благовещения, сгоревшему от прямого попадания, украинские солдаты целенаправленно пристреливались несколько дней. По нашим церквям стреляли, и будут стрелять. Потому что для многих на той стороне храмы Русской православной церкви - признак ненавидимых «москалей». Тем не менее, через блокпосты я всегда хожу в подряснике. Потому что всегда вспоминаю слова Господа: «Кто постесняется Меня, того и Я постесняюсь».

Бывает, остановят на украинском блокпосту, спрашивают: «Поп? А якого патриархата?» «Канонического», - отвечаю. «А, москаль…»

Впрочем, по мнению отца Николая, нельзя всех солдат украинской армии стричь под одну гребёнку. Есть среди них те, что терроризируют местных жителей, развлекаясь тем, что стреляют им под ноги из снайперских винтовок. В основном это наёмники и члены так называемых нацбатов, вроде «Азова». А есть и те, и таких подавляющее большинство, кто не хочет этой войны, и тут же ушёл бы домой, если бы поступил приказ.

В начале войны был показательный для меня случай, - продолжает отец Николай, - Надо было мне съездить в Мариуполь, к родным. Город уже был под ВСУ. На обратном пути, на украинском блокпосту остановил меня молодой солдат, совсем мальчик. Ему надо мою машину осмотреть, а он стесняется. Я спрашиваю:

Как тебя зовут?

Давно было, но имя его я запомнил. Он говорит:

Меня зовут Давид.

Откуда ты?

Из Львова.

Ты православный?

Нет, католик. Батюшка помолитесь за меня. Я не хочу воевать и убивать. Я хоть и католик, но вы помолитесь.

Зайцево разорвано линией фронта. Когда есть возможность, мы ездим совершать требы на ту сторону села, занятую ВСУ

Отец Николай по моей просьбе ведёт меня по безлюдным улицам села. Ещё только полдень, весёлый солнечный свет заливает жилые и оставленные хозяевами дома с треснувшими стенами, выбитыми окнами, проломленными крышами. У иссечённого осколками скромного монумента жителям Зайцево, погибшим в Великую Отечественную войну, мы фотографируемся.

Вот мы входим в зону «работы» снайперов, - как бы между делом говорит отец Николай. Мы так же спокойно идём дальше, но после этих его слов звонкий воздух словно сгущается, и в тишине поневоле начинаешь ловить каждый тончайший звук.

Вы давно служите в Тихоновском храме? - спрашиваю, чтобы не молчать.

Как раз весной 2014 года меня владыка сюда благословил. Сам я из Горловки, но с той поры каждые выходные, каждый праздник здесь. Часто, как сегодня, привожу с собой матушку и своих детей. Кстати, замечено, что как раз под большие православные праздники нацбаты с той стороны особенно яростно стреляют по нам. Мы между собой говорим: «Бес их под ребро толкает». Был случай, когда я уже попрощался с жизнью под обстрелом, готовился пред Господом предстать, лежал на земле, ополченцы в какой-то момент кинули мне на спину бронежилет. И я как раз слышу, как по нему осколок звякнул. Впрочем, таких историй тут почти каждый может не одну рассказать. Устали мы тут все, конечно, от войны жутко, но что поделаешь, значит, такой наш крест.

Возможно, ли, на ваш взгляд, примирение?

Недавно я отпевал местного молодого парня, убитого снайперами. У него трое детей осталось, как у меня. И как теперь матери поднимать их? С каждой такой трагедией я понимаю, что пропасть всё шире. И как мы это будем преодолевать - одному Богу известно. Много времени должно пройти.

Отец Николай обрывает разговор и сворачивает с опасной улицы, наверно, в душе сердясь на себя, что привёл меня сюда.

Мы возвращаемся к стенам разрушенного Покровского храма. В них, по-прежнему, угадывается былое величие.

Бывает, что снаряды от этих стен отлетают, не могут ничего им сделать. Всем селом в 19 веке собирали деньги на этот храм, строили своими руками, добротно, скрепляли кирпичи раствором, замешенным на куриных яйцах.

И сейчас, в трагичные для полуразрушенного села времена не умирает среди верующих жителей мечта восстановить этот храм. Тем более место, как считают прихожане, отмечено Богом. Недаром здесь похоронен православный старец Тимофей. К его могиле за исцелением приезжают не только из близлежащих мест, но и из самых разных уголков России и других стран.

И уж не знаю почему, но уезжал я из Зайцево с мыслью, что, рано или поздно, Покровский храм будет восстановлен.

Бои в Зайцево не прекращаются. Недавно мне пришло оттуда такое известие.

«У псаломщицы на клиросе прямо во время службы случился инсульт. Скорая помощь отказывалась приезжать, так как продолжался обстрел села. В итоге - они сами, как могли, помогли ей. Через день её отпевали в Тихоновском храме. Звали её Любовь Шуклина. Дом её был разрушен, жила в последнее время в сторожке при храме. Три года смерть её обходила, и вот… Упокой, Господи, душу рабы Божией Любови».

ОБРАЩЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ
К ДУХОВЕНСТВУ, МИРЯНАМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ И ЖИТЕЛЯМ ПОДМОСКОВЬЯ

Восстановим порушенные Святыни!

Возлюбленные служители Алтаря Господня,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

Уважаемые жители Подмосковья!

Душевная боль о порушенных святынях Подмосковья, несмотря на то, что многое сделано, не оставляет меня. Существующее состояние многих храмов, разрушенных и оскверненных в безбожное лихолетье, не может не вызывать скорбные чувства. Уверен, что долг восстановления их лежит на всех нас.

Когда 5 ноября 2014 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области, я публично поделился с Его Святейшеством своими мыслями, сказав: «Несмотря на то, что сотни и сотни храмов построены за это время в Московской области и еще больше восстановлено, со скорбью констатирую, что до сих пор не хватило ни сил, ни веры, ни жертвенности, чтобы несколько сотен храмов поднять из руин. Но веруя в Ваше благословение, мне хочется, чтобы с этого дня наше духовенство ревностно постаралось восстановить все до одного порушенные святыни на нашей Подмосковной земле».

С благословения Его Святейшества мы приступаем к этому святому делу. Московской епархией создан благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, и я благодарен губернатору Московской области А. Ю. Воробьеву, что он вместе со мной стал сопредседателем его Попечительского совета. Горячо надеюсь, что никто в Подмосковье не останется равнодушным к этой инициативе.

Московская епархия уже перечислила на счет фонда более двадцати шести миллионов четырехсот тысяч рублей. Я со своей стороны тоже внес свою лепту в это святое дело.

Призываю духовенство и мирян, общественные организации, благотворителей и всех жителей Подмосковья принять активное участие в восстановлении порушенных святынь Подмосковной земли своими пожертвованиями.

Свои пожертвования можно направлять по следующему адресу.

Заранее всех Вас благодарю и призываю на Вас Божие благословение.

+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский