Воробьевский незримые старцы фильм. Незримые старцы текст. А где они

Наверняка многие из читателей этой статьи слышали или читали различные истории о невидимых отшельниках Святого Афона.

Некоторые называют их «невидимыми отшельниками», другие — «обнаженными аскетами,» третьи — «старцами — невидимками».

Но все имеют в виду одно: все они говорят о существовании небольшой группы аскетов (кто говорит о семи, кто о двенадцати членов группы), которые живут в самых отдалённых и недоступных местах Святого Афона и их практически никто не может увидеть.

«Старцы — невидимки» могут явиться только тем, кому они захотят явиться, в основном простым и наивным монахам или какому-нибудь набожному и благочестивому паломнику, ведущему чистый и христианский образ жизни.

Здесь уместно было бы представить некоторые сноски современного писателя — монаха (из книги преподобного Иосифа Дионисата: «Старец Арсений Пещёрский", 2002 г.) об этих таинственных аскетах, который описывает их следующим образом: «Обнаженные аскеты — это группа аскетов — их число семь (по другим данным — двенадцать), которые живут в крайне суровых условиях, единственная их задача — это непрестанная молитва за весь мир. Они пользуются особой милостью Господа, чтобы жить бездомными и голыми, а также быть невидимыми для людских глаз».

Аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми — древнее и самое загадочное предание Святой Горы.

На пустое общение у них нет ни минуты. Говорят, что пока они держат даже во сне, свою постоянную самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона в маленький храм Преображения Господня. Там и отслужат последнюю литургию перед Концом Света.

Так гласит предание.

Предание об этих аскетах сохранилось на протяжении последних двухсот лет, оно передаётся из поколения в поколение в среде Афонского монашества и аскетизма. Да и не только здесь, но и во всём Православии... Я разговаривал со многими старцами Святогорцами из различных скитов, живущих в монастырях, в кельях, с отшельниками... В своих беседах я не раз затрагивал тему существования невидимых обнаженных аскетов, мне довелось услышать много поверий о том, что и сегодня существует такой вид отшельничества. Я встречал очень простых и добродетельных монахов, активистов и старейшин, которые горячо верят в существовании этой традиции и преданий. Им хорошо известно, что существуют сегодня на Афоне такие отшельники, которые живут в труднодоступных и непроходимых местах, живут примитивно, просто, питаются тем, что Бог пошлёт, а выживают каким-то чудесным образом. Об этом рассказал мне один благочестивый Афонский старец. Он сказал, что он знает несколько таких тайных отшельников, которые живут в самых высоких местах в жёстких и суровых условиях и, что Божественное провидение заботиться чудесным образом об их жизни и нуждах.

Он рассказал о том, как днём и ночью они беспрестанно молятся стоя, отказывая себе в пище и отдыхе. Чтобы не заснуть и не упасть — после полуночи — привязывают себя верёвками, в буквальном смысле свисают с балок. Старец не захотел показать мне месторасположение аскетов, ни продолжить разговор на эту тему. Некоторые монахи и сегодня говорят о существовании группы из семи подвижников, которая периодически пополняется новыми членами. Когда кто-то из них покидает «сей мир», какой-то добродетельный Афонский монах присоединяется к ним и их снова становится семь.

Существует предание, которое говорит о том, что семеро отшельников (некоторые говорят о двенадцати) исполнят последний молебен на вершине горы Афон в часовне Преображения Христа. Это произойдёт перед Концом Света, то есть когда придёт время Второго пришествия Иисуса Христа. Эти семеро (или двенадцать) отшельников не узнают смерти, они духовно преобразуются, перейдут в другое временное измерение. Их тела станут нетленными и бессмертными. Конечно, есть и такие, которые считают предание о «невидимых отшельниках» очередной легендой.

Рассказы Афонских монахов о невидимых отшельниках

Диакон Силуан Левкадский

"С самого начала мы хотели бы уточнить, что идёт речь о реальном событии и этот духовный опыт является непревзойденным как для нас, так и для тех, кто живёт в «Саду Пресвятой Богородицы. Это является одним из многих свидетельств, которые, возможно, не в силах подтвердить легенду о невидимых отшельниках и келиотах на Святом Афоне, главное, оно является верным свидетельством жития афонских отцов, продолжающих аскетические традиции Православной Церкви.

Два года назад монастырь Святого Ксенофонта предоставил нам древнюю и заброшенную келью Святого Пророка Даниила и Его Троих детей. Это келья расположена в уединенном местечке на горе к востоку от монастыря Ксенофонт и к северу от Скита Ксенофонт. Рядом с нашей кельей не было ничего другого, как разрушенной временем кельи Святой Троицы, в общем не было ничего такого, что бы свидетельствовало о присутствии человека. Единственное что мы видели из своего окна — это купола монастыря Ксенофонт, построенного в устье ручья, который находился довольно далеко от кельи. Тот, кому удастся посетить двор пророка Даниила, откроет для себя впечатляющий вид на все восточные ущелья, которые являются Дохиарской границей до запада — до самого Эгейского моря. Тишина и спокойствие — вот что характерно для всякой кельи на Афоне, и только во время весны и лета эта тишина прерывается непрерывным пением соловьев и других певчих птиц.

Таким образом, будучи гостями монастыря Ксенофонт, мы стали временными жильцами этой священной кельи. Наше путешествие продлилось несколько дней, но само пребывание на Святой Горе было для нас большим благоговением и мы все чувствовали, что находясь здесь, на Святом Афоне, мы приобретём такой непревзойдённый духовный опыт, который останется нам на всю жизнь.

Но начнем рассказ с самого начала.

21 апреля 2010 года (по старому календарю), перед престольным праздником монастыря Ксенофонт, в день святого Великомученника Георгия, мы собрались в келье Пророка Даниила. Это было перед полуднем, после краткого отдыха и после того как мы разложили свои вещи. Наш старец предложил пойти нам немного прогуляться. Мы сошли по крутому спуску, и вскоре оказались в тупике, начинавшийся на первом повороте к Дохиарскому монастырю.

Вечерело. В какой-то момент один из парней нашей группы, желая измерить глубину ущелья, находившегося впереди нас, бросил в него три достаточно больших камня. Двое мирян, которые находились вместе с нами на тот момент, не упустили возможности подшутить над этим легкомысленным поступком, отметив, что камень может нарваться на какого-то отшельника — аскета. Старец, пропустив комическую сторону вопроса, рассказал о предании о существовании невидимых отшельников и аскетов, приводя примеры различных случаев, оставив каждому из нас свободу выбора в принятии или нет этого Афонского предания о невидимых отшельниках, живущих в дебрях Афона.

Когда мы вернулись в свою келью, уже было темно. Мы попробовали включить дизельный генератор, но, несмотря на все наши усилия, машина не заработала, поэтому, нам пришлось обойтись свечами и керосиновой лампой (позднее мы подумали о том, что это не было случайным фактом).

Наступила глубокая ночь, но хорошо были видны звёзды, несмотря на легкие облака на небе, и соловьи приостановили своё непрестанное пение.

Настала необычайная полночная тишина. Наш старец удалился в свою келью, а остальные три человека сидели перед дверью своей кельи и тихо вели небольшую беседу. Во время разговора, один из них вдруг стал различать какой-то голос, далекий и неопределенный, но, не желая прерывать собеседника, не придал этому особого значения. Но так как отголосок исходил всё с большей силой, один из собеседников несмело прервал разговор и спросил: „Вы слышите?“. После того, как мы стали внимательно прислушиваться, мы стали различать глухой отголосок, который исходил из глубины ущелья. Это был восторженный мужской голос, который почти вскрикивал в ночной тишине и непрестанно твердил: «Слава тебе Господи!», «Господи, Спаси этот мир!».

Он непрерывно повторял это вслух, добавляя при этом другие слова, которые из-за приличного расстояния нельзя было разобрать.

По интонации голоса мы поняли, что его молитва была благодарением и хвалой Богу, а также молением о пощаде и прощении. Эти возгласы вскоре услышал и другой мирянин из нашей компании. И вот мы все втроём с неподдельным восторгом и удивлением стали слушать человека, который находился неизвестно где и прославлял Господа всем своим существом. Мы быстро известили нашего старца, который и раньше слышал этого незнакомца, восхвалявшего Господа. Через некоторое время незнакомец ненадолго притих.

Монах Святой Горы Афон

Мы все удалились в свои кельи. Мы были в замешательстве, мы не знали как воспринять это неожиданное явление и, изнемождённые, быстро заснули. Заснули все, кроме старца, который сидел на балконе, ожидая вновь услышать молитву неизвестного. И действительно, буквально через полчаса старец вновь его услышал. На этот раз он пел вслух пасхальные гимны. А то, что смог различить старец — это тропарь первой оды Пасхальной «Очищая свои чувства» и другие молитвы, такие как: «Господи! Сохрани Мир» и другие.

На следующий день мы все смотрели в ту сторону, откуда исходил вчерашний голос, пытаясь выяснить точное место пребывания этого человека.Но вскоре мы поняли, что это напрасный труд, мы отказались от дальнейших попыток. Но внутри нас осталось любопытство, хотелось узнать, есть ли где-то здесь ещё кельи или какие-то либо жилищща, которые, возможно, мы не замечали раньше.

Мы пошли в монастырь на праздничное богослужение в честь Святого Великомученика Георгия, где наш старец встретил отца Серафима, который хорошо знал местность и очень любил Пророка Даниила. Старец спросил его, если где-то рядом с нами какая-либо другая келья и рассказал ему о вчерашнем событии. Отец заверил нас, что не только нет никакой кельи, но и присутствие человека там невозможно, хотя бы из-за чрезмерно густой растительности и недоступности этой местности.

После этого случая в душе каждого из нас запечатлилась память об этом, человеке, находящемся в крайнем одиночестве, не ведавшем о нашем присутствии, который взволнованно воспевал и благодарил Всевышнего Бога. И даже если это и не был невидимый отшельник, эта простая сердечная молитва в ночи, в середине леса, возвестила нас о возврашении Господа нашего.

Хотелось бы добавить, что если бы генератор работал той ночью, мы ничего этого не услышали бы.И вот, что парадоксально — на следующее утро генератор -то заработал!

Вот такое чудо или необыкновенное происшествие случилось с нами во время нашего последнего визита на Святую Гору. И я повторяю: мы изложили факты такими, какими они были на самом деле...

Невидимые старцы Афона: аскеты, которые отслужат последний молебен перед концом света

Святая Гора Афон, несмотря на внешнюю простоту монашеской жизни, остается местом, окутанным множеством тысячелетних тайн и легенд. Одной из таких тайн является предание о невидимых старцах Афона.

Одно из упоминаний о незримых насельниках Святой Горы встречается в записях библиотекаря скита Старый Руссик отца Пантелеимона (XIX в.). В записях сказано, что в 1835 году после освобождения греков от турецкого ига, в лесах Афона несколько охотников ловили диких коз. Вдруг им повстречался нагой старец, который вышел из пещеры. Оторопевшие охотники попросили у старца благословение. «Бог благословит», - ответил старец и стал расспрашивать охотников о том, чем живет Святая Гора и ее насельники. Они отвечали ему, что после освобождения от ига греки живут спокойно, но старец удивился, так как ничего не знал о войне: «Нас здесь семеро, и мы никуда не ходим и ничего не слышим», - говорил старец.

О своей встрече охотники поспешили рассказать инокам скита Святой Анны. Братия пустилась на поиски аскетов и тщательно обследовала то место, где произошла чудесная встреча, но ни старцев, ни пещеру иноки так и не смогли найти.

Но монахи Святой Горы искренне верят в то, что невидимые старцы существуют и непрестанно молятся за весь мир. Кто-то говорит, что их семеро, кто-то называет число девять или двенадцать, но все сходятся во мнении, что в самых отдаленных уголках Афона у вершины горы действительно живут аскеты, которых редко кому удается увидеть. Бывает, что старцы по своему желанию являются молодым, наивным монахам или благочестивым паломникам.

Вот как рассказывает о своей встрече с невидимым аскетом преподобный Паисий Святогорец.

«Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну заблудиться. Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.

На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он никогда не общался с людьми. На нем был подрясник из парусины, весь выгоревший и изодранный. Дыры на подряснике были стянуты деревянными прутиками, с помощью которых крестьяне обычно скрепляют дырявые мешки, когда у них нет мешочной иглы и бечевки. С ним был кожаный мешок, тоже выцветший и в дырах. На шее у него была толстая цепь, на которой висела коробочка. В ней, по всей вероятности, находилась какая-то святыня.

Не успел я и рта раскрыть, как он мне говорит: «Дитя мое, эта дорога не в святую Анну», - и показал мне нужную тропинку. По всему было видно, что передо мной стоял святой. Я спросил у пустынника: «Где ты живешь, старче?» Он мне ответил: «Здесь», - и указал на вершину Афона. После этого я взял у него благословение и пошел по указанной мне тропинке, которая вывела меня прямо к святой Анне. После этого в мыслях я постоянно возвращался к светлому сияющему лику отшельника», - вспоминал Паисий Святогорец.

Среди монахов Афона существует предание, что перед Вторым Пришествием Спасителя и Страшным Судом в часовне Преображения Христа на Святой Горе незримые старцы отслужат последнюю Божественную литургию.

© Юрий Юрьевич Воробьевский, 2016

© Борис Юрьевич Шварёв, дизайн обложки, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

На пути к Афону. Предисловие

Началось всё почти два десятилетия назад. Мы с супругой в составе небольшой телевизионной группы отплывали из Одессы. Нам заказали фильм. Видовой фильм о Святой Земле и других сакральных точках Вселенского православия.

Обычные телевизионщики. Когда улеглась суета, связанная с размещением по каютам, мы вышли на борт «подышать». То есть, привычно полезли за пачкой сигарет. Перенервничали. Неразбериха при «расселении» была страшная. Но – странное дело – после первой же затяжки почувствовали, что курить почему-то не хочется. Даже противно. Недокуренные, сигареты полетели в море. Они оказались последними в нашей жизни. Мы сразу не поняли, что с нами произошло чудо. Маленькое… Впрочем, курящий человек поймет: не такое уж и маленькое. В общем, для начала нам достался подарок.

Теплоход отчалил. Один святой летал в Иерусалим на бесе. Мы, грешные, потихонечку пошли в сторону Хайфы на «Льве Толстом».

Семьсот паломников. Типичный «срез» вновь воцерковляющегося народа. Некоторые не выпускали из рук чётки, некоторые – рюмки. Один так хорошо посидел в баре, что прямо в одежде прыгнул в бассейн. Ласточкой. А воду спустили – поздно уже было. Потом прикладывал свою забинтованную голову ко всем святыням. «Вот искушение!» – качали головами матушки. Я понял: искушение возникает тогда, когда, не глядя, бросаешься сломя голову вперед.

Мы, отправившиеся с сугубо профессиональными целями, были здесь худшими. Но – присматривались и прислушивались. Как они там поют перед обедом (то есть, извините, перед трапезой)? «Хлеб наш насущный дай нам есть…» Кажется, так.

На святыни мы смотрели исключительно через видеоискатель телекамеры. И возмущались, что снующие кругом паломницы – как курицы, право слово! – словно специально хотят испортить нам картинку. «Вы не видите, что здесь телевидение работает!» – грозно кричал я и разгонял тех, кто без спросу лез в кадр. Этих криков пугались. Телевидение у нас привыкли уважать.

Музыкальный салон на борту теплохода переоборудовали в часовню. Женский голос, смешивая светские и церковные реалии, объявлял: «В девятнадцать часов в музыкальной часовне состоится лекция отца Августина…»

Нам «повезло». Господь послал замечательного миссионера. Его звали иеромонах Августин (ныне епископ; поклон Вам, владыка!). Помимо постоянных выступлений, он едва ли не круглосуточно беседовал с паломниками. Перед прибытием в Хайфу, на исповедь к нему выстроилась многочасовая очередь. Сколько людей тогда впервые всерьёз задумались о своих отношениях с Богом! Благодаря батюшке. Да, каждый из нас может стать для кого-то предтечей Христа!

Почему меня так поразили его слова? К тому времени я уже читал о православии, и мой холодный ум знал многое из того, о чём говорил священник. Так – почему?

Все мы, духи, облеченные плотью, ждем решения своих проблем, и не понимаем, что, духовные по своей природе, они решаются только духом. Слова, будучи плотью, «не пробивают». Но сказанное отцом Августином было пропущено – теперь я это понимаю – через молитвенное сердце. И поэтому – коснулись моей души.

Уже потом вычитал я у Антония (Храповицкого): «…та духовная сила, которая войдет в вас, просветит и примирит с жизнью, будет заключаться не столько в самом содержании ответа, сколько в том обстоятельстве, что светящаяся в облике и речи душа старца перельет и в вашу душу совершенно новое, дотоле вам неведомое содержание». .

А потом было первое причастие в моей жизни. У Гроба Господня.

Было и ещё незабываемое: мы обвенчались на теплоходе. Слесари выточили из латуни обручи, их обвили цветочками – получились венцы. До сих пор их храним. Венчал архиепископ, ныне митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий.

В каюте нас тепло поздравил отец Августин. Подняли бокалы сладкого вина, только что приобретённого в Канне Галилейской. Там, где на свадьбе Господь претворил воду в вино, мы даже опускали купленные бутылки в древние каменные водоносы. Говорят, они сохранились с тех, евангельских времен. Такая символика впечатляла. Кажется, в нас уже открывался спящий прежде орган – для восприятия духовной вневременной реальности.

Сами того не замечая, из поездки мы вернулись другими. Родные и близкие крутили пальцем у виска: замолились совсем Воробьевские! А нам, честно говоря, и не интересно стало вести прежние разговоры с прежними людьми. И по-прежнему «общаться» с телевизиром – тоже. Как-то включили по старой памяти КВН, посмотрели минут десять и в недоумении переглянулись. Как мы могли ещё недавно смеяться над этой глупостью?! Таращиться на этих шутов гороховых!.. И мы доставали паломнические фотографии. Особенно долго рассматривали странный снимок, сделанный в Риме, у Колизея. Откуда ни возьмись, на нём проявилась какая-то золотистая круговерть. Казалось, что-то загадочное и прекрасное стремительно приблизилось к нам.

…Но всё это будет потом. А пока мы подошли к побережью Афона. Стояли на рейде рядом с Пантелеимоновым монастырем. Показался катер – жёлтый флажок с чёрным двуглавым орлом. Прилетел как будто из Византии. Нам привезли для поклонения великие святыни, в том числе – главу преподобного Силуана.

Молебен у мощей святого. Он даёт как бы личное знакомство с ним. Я много раз это отмечал потом. Так что не удивляйтесь частым ссылкам в этой книге на святого Силуана и старца Паисия, могилу которого мы посетили в Суроти. У нас с ними особые отношения.

Курс на Одессу. Много часов, пока вершина Святой Горы не скрылась за горизонтом, молился, глядя в сторону Афона, приснопамятный старец Иона. На корме, коленопреклоненный.

Почему-то и я, когда мы ещё стояли на рейде, никак не мог насмотреться на зелёные купола Пантелеимонова монастыря. Он напомнил мне чудный град из сказки о царе Салтане. Я вздыхал. В то время Афон казался недоступным. Никогда, никогда мне не ступить на эту землю… Но – человек предполагает, а Господь располагает.