Мягкий знак в словах примеры. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова. Буква «Ь» как показатель грамматической формы

МБОУ БГО СОШ № 12

Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.

урок русского языка, 2 класс

Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

г. Борисоглебск

Тема: Правописание мягкого знака

в середине и в конце слова.

Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

    наглядные,

    частично-поисковые;

    практические;

    проблемные.

Наглядность:

    карточки в форме солнышка и тучки;

    карточки для словарной работы;

    карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

    карточки со схемами позиций мягкого знака;

    наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I . Орг. момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II . Цели урока (психологическая минутка).

Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III . Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

Где может стоять второй знак (в конце слова)

Итак, сначала все пропишем в воздухе.

А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая .

Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

    у неё нет собственного звука,

    но может влиять на звук, стоящий перед ней,

    не может стоять в начале слова

    не имеет заглавной буквы.

Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь ?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)

Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск _ зать - скажеш ь

IV . Словарная работа:

Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

Почему (проверяем по словарю).

Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто?

что?

учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки

Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

Какие слова отвечают на вопрос Кто?

Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

Почему? ( правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)

Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

- Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

V . Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет. )

Почему в этих словах пишется мягкий знак?

А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI . Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?

Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ - ] .

4 б., 3 зв.

Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VII . Работа с предложением.

Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII . Работа в парах.

А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX . Итоги урока.

Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

(когда и зачем пишется мягкий знак)

Хорошо, вы все справились с трудностями.

Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.

Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Спасибо всем. Урок закончен.

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примеры слов с разделительным ъ

Съ езд, подъ езд, отъ езд, разъ езд, объ ём, предъ юбилейный, изъ явить, волеизъ явление, объ ять, необъ ятный, разъ ярённый, сверхъ естественный, съ ёмка, взъ ерошить (волосы), съ ёжиться, разъ яснилось (небо), объ единить, объ явление, съ едобный, подъ ёмный (кран).

Двухъ язычный, трёхъ ярусный, четырёхъ ярусный.

Адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

Примеры слов с разделительным ь

Здоровь е, счасть е, ль ёт, бь ёт, вь ёт, вь ётся, вь юга, семь я, воробь иный, хлопь я, пь еса, барь ер, бель ё, бриль янт, бурь ян, вь юн, интервь ю, лись и, ружь ё, шалунь я, полозь я, пить ё, пь ёт, друзь я, серь ёзный, Тать яна, Марь я, шь ём, шить ё, выль ется, обезь яна, ночь ю, листь я, деревь я, птичь и, вь ющиеся растения, в уль е, атель е, рь яный (работник), (выступить) с речь ю, (владеть) вещь ю.

Баталь он, почталь он, бульон, павиль он, компань он, медаль он, минь он, шампинь он.

Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.

Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.

Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.

Ь - показатель мягкости

На этом уроке мы поговорим об удивительном знаке.

Этот знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

(Мягкий знак)

Мягкий знак - это особая буква в русском алфавите. Она не обозначает звука.

Рассмотрим картинки и назовём предметы.

Это угол и уголь.

В слове угол последний звук Л звучит твердо.

В слове уголь звук Л" звучит мягко.

На письме, чтобы показать мягкость согласного звука, пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.

Запомните: Ь - показатель мягкости согласного звука, после которого он стоит.

Назовём предметы, определив место Ь знака в словах.

Пальто, тюльпан, коньки - в середине слова.

Соль, тетрадь, пень - на конце слова.

Итак, мы узнали, что мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука, встречается в середине слова и на конце.

Мягкий знак не обозначает звука . При фонетическом разборе мы должны это помнить.

Правила переноса слов с мягким знаком

Как известно, слова переносятся по слогам. Запомните: при переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.

Закрепление знаний на практике

Пальчик в слове 2 гласные А, И.

2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.

Делим так: паль-чик.

Машенька в слове 3 гласные А, Е, А.

3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.

Делим так: Ма-шень-ка.

Допишем слово с мягким знаком к таким словам: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки . Проверим: ел - ель, брат - брать, мел - мель, жар - жарь, шест - шесть, банка - банька, уголки - угольки . Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.

Выпишем слова в два столбика. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй - слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.

Носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Ваня, рис, осёл, сталь, пальто, василёк, роль, пыль.

Проверим:

носик есть

котик зорька

курица пальма

Ваня сталь

рис пальто

осёл роль

василёк пыль

Вставим букву и разделим слова для переноса. Пальто, больница, мальчик, рельсы, васильки, жильцы, школьники, тоненький, беленький, серенький, учительница.

Проверим себя.

Во всех словах нужно написать мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.

При переносе слов с мягким знаком в середине отрывать его от согласного нельзя.

Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним почему, укажем количество букв и звуков. Малыши, коньки, лесок, сок, тень, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.

Проверим:

Коньки - 6 б.,5 зв.

Тень - 4 б., 3 зв.

Олень - 5 б., 4 зв.

Гусь - 4 б., 3 зв.

Портфель - 8 б., 7 зв.

Звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.

На следующем уроке мы узнаем, как правильно пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, и закрепим эти знания на практике.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Samarapedsovet.ru ().
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 97 С. 68.
  2. Вставьте, где нужно, мягкий знак на месте пропуска в словах: осен…, пол…яна, рул…, пул…и, пыл…ца, лож…ка, лин…ка.
  3. * Используя полученные на уроке знания, начерти табличку-напоминание о мягком знаке.

Мягкий знак — это одна из букв русского алфавита, не имеющая своего звучания. Ее невозможно произнести фонетически, но, несмотря на это, она является значимой и выполняет очень важную роль.

История мягкого знака

На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и . Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и , продолжил смягчать впереди стоящий согласный.

В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).

В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма , и так далее.

Функции мягкого знака

Все мы знаем, что согласные звуки бывают мягкие и твердые. Некоторые согласные всегда мягкие, а некоторые смягчаются другими буквами. Например, йотированные гласныесмягчают твердый согласный, стоящий перед ними. Мягкий знак исполняет абсолютно ту же функцию, что и эти гласные — смягчает согласные, стоящие перед ним:

  • смягчает впередистоящий согласный;
  • выполняет функцию разделения в словах перед йотированными гласными и гласной о в заимствованных словах;
  • не несет особой фонетической нагрузки, но сохраняет грамматическую форму в некоторых словах (мышь, сушь, глушь).

Давайте рассмотрим несколько особых случаев, в которых в середине слова может встречаться мягкий знак.

Мягкий знак, находящийся между двумя согласными

Пример: конь ки, бань ка, голь ф, поль ка, больница, угольный.

В этом случае мягкий знак просто смягчает впереди стоящий согласный. Правило: мягкий знак в середине слова не пишется между сочетаниями согласных щн, щк, чн, чк.

Мягкий знак между согласной и йотированной гласной (разделительный)

Пример: деревья, поленья, соленья, ученье, обезьяна, вьюнок, колье.

В этом случае мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный. Йотированная гласная же раскладывается на два звука.

Мягкий знак может стоять не только перед йотированными гласными.

Пример: бульон, шампиньон, каньон, медальон.

Чаще всего так происходит в иностранных заимствованных словах.

Как не ошибиться с написанием мягкого знака в середине и конце слова?

Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.

Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.

Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:

  • Существительные женского рода (рожь, тишь, мышь).
  • Глаголы во всех формах (стечь, беречь, строишь, моешь).
  • У наречий, оканчивающихся на ч и ш (навзничь, сплошь) и у одного наречия на ж (настежь).

Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:

  • Существительные мужского рода (камыш, гараж, страж).
  • (хорош, пригож, свеж).
  • Наречия на ж кроме настежь (невтерпеж, замуж, уж).
  • Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа (груш, туч, куч).

Немного о переносе

Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.

Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.

Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним.

Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).

Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.

Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.

Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.

При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.

Упражнения

Мягкий знак в середине слова. 1 класс.

1. Подчеркните те слова, в которых мягкий знак смягчает впередистоящий согласный:

Бурьян, лось, огонь, деревья, соль, обезьяна, колья, бемоль, письмо, соболья, олень, сильный, трель, медальон, ельник, журавль, конь, семья, деньки, пальто, карамель, судьи, кровь, любовь, соловьи, смутьян, канитель, кортель, вальяжный.

2. Впишите мягкий знак там, где он необходим:

Тиш_, камыш_, услыш_, гараж_, спиш_, рож_, кураж_, мираж_, печ_, сеч_, замуж_, хорош_, пляж_, сторож_, страж_, уж_, настеж_, невтерпеж_, пляж_, наотмаш_, береч_, увлеч_, грач_, сплош_.

3. Выполните фонетический разбор данных слов (слова можно выдать детям по варинтам или каждому ребенку дать индивидуальное слово):

Портьера, закулисье, раздолье, сомелье, барьер.

ТСЯ и ТЬСЯ — как правильно?

К сожалению, очень многие допускают ошибку в этой, казалось бы, элементарной орфограмме. Как же узнать, что писать на конце глагола?

Нужно просто задать вопрос к глаголу. Если глагол отвечает на вопрос "что делать", мягкий знак ставится. Если вопрос "что делает?" — мягкий знак не нужен.

Пример: убраться (что сделать?), договориться (что сделать?); красоваться (что делать?).

Убирается (что делает?), договаривается (что делает?), красуется (что делает?).

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Альбом, будильник, Булька, бульвар, вальс, васильки, деньги, ельник, зорька, капелька, кольца, коньки, крыльцо, льдины, мальчик, огоньки, окуньки, Ольга, пальма, пальто, пальцы, пеньки, письмо, полька, понедельник, польза, пузырьки, пчельник, рельсы, редька, синька, сосулька, тюльпан, угольки, учительница, физкультура, фильм, школьник.

Большой, больше, больно, возьми, горько, маленький, мыльный, меньше, нельзя, правильно, сколько, стальной, сильный, только, тоньше, угольный, читальный (зал).

1. Мы гуляли по бульвару. Там росли красивые пальмы. 2. В густом ельнике спрятался заяц. Он испугался мальчика. 3. Кате на ладошку упала капелька. Это тают сосульки. 4. Гимнасты выполняли упражнения на кольцах.

1. Дедушка чинит крыльцо. 2. По реке плывут большие льдины. 3. Школьник правильно решил задачи. 4. У мальчика в банке маленькие окуньки.

1. Ольга написала письмо учительнице. 2. У меня на пальто меховой воротник. 3. У музыкантов сильные пальцы. 4. Срубили сосны. Остались только пеньки.

1. В понедельник у нас урок физкультуры. Надо взять коньки. 2. Костя пускал мыльные пузырьки. Один пузырь был очень большой. 3. Ребята пришли на пчельник. Ольга дала им мед. 4. Быстро мчит по рельсам поезд. Рельсы стальные.

1. Ася в альбоме рисует тюльпаны. 2. В поле много васильков. 3. Быстро бегут по льду стальные коньки. 4. Красная зорька в небе зажглась.

1. Редька горькая, но полезная. 2. Танцуй с нами польку и вальс. 3. Охраняй птиц. Они приносят большую пользу. 4. Первый урок - физкультура. Дежурный, возьми мяч и кольца.

1. Ворона больше галки. 2. Пять меньше, чем десять. 3. Сколько пальцев на двух руках? 4. Бумага тоньше картона.

На зорьке дети были на лугу. Капельки росы покрыли траву. Сколько цветов на лугу! Дети плели из них венки. Собрали большой букет цветов.

Праздник.

В понедельник у нас праздник. Мальчики развесили цветные огоньки. Девочки поставили в вазу большой букет. Ольга будет играть вальс. Я станцую польку. Все готовы к празднику.

На пчельнике.

Дедушка Захар работает на пчельнике. Каждый день мальчики бегают к нему. Они знают: пчел трогать нельзя. Пчелы больно жалят. Но они приносят большую пользу. Пчелы дают мед.

В колхозе.

У нас в колхозе есть пчельник. На пчельнике работает отец Сережи Малькова. Школьники ходят помогать ему. Дядя Петя учит школьников правильно брать мед.

Лена больна.

Было холодно. Лена бегала без пальто. Теперь она больна. Врач дал Лене горькие капли. Лена не хочет их пить, а надо. Нельзя без пальто зимой!

На коньках.

У мальчика новые коньки. Он надел пальто, взял коньки. Скорей на речку! Там лед. Хорошо бегут коньки по льду.

Выборочные диктанты.

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

(Е. Благинина.)

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар.

(С. Михалков.)

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать.

И потому опять настала слякоть,

И потому опять в галошах ты.

(А. Кондратьев.)

Письмо

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(С. Маршак.)

Мальчик взял ее рукой -

Нет снежинки никакой.

А на рукавице

Капелька водицы.

(Н. Полякова.)

Осторожно по льду

На коньках я иду…

(Л. Зубкова.)

Школьник, школьник, ты силач!

Шар земной несешь, как мяч.

(С. Маршак.)

Полны веселья шумного

Бульвары и сады.

И сколько хочешь радуйся,

Скачи на все лады.

(А. Барто.)

Я хожу, хожу, хожу,

А грибов не нахожу.

И в лукошке до сих пор

Только красный мухомор.

(В. Незвал.)

Самодиктанты.

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут:

Он хороший … (мальчик).

Посадили деревца

Возле школьного … (крыльца).

Пришли морозные деньки.

Нужны нам лыжи и … (коньки).

Зимою каждому зато

Нужно теплое … (пальто).

Комментированное письмо.

1. Вчера был пасмурный день. 2. Я помню летние деньки. 3. Миша сел на пень. 4. Кругом видны только маленькие пеньки.

1. Ветер гнал по дороге пыль. 2. На улице было пыльно и душно. 3. У меня сильная зубная боль. 4. Коля больно ударил ногу.

1. В этой печи плавят сталь. 2. У деда есть стальная сабля. 3. Апрель - второй месяц весны. 4. Апрельское солнышко радует всех.

1. Мы танцуем веселую польку. 2. Книги клади на полку. 3. Васе подарили щенка Бульку. 4. Я люблю булку с изюмом.

1. Угольки погасли в печке. 2. Уголки платка синие. 3. Сережа горько плакал. 4. В парке большая горка.

У Димы была собака Капелька. Теперь ее нет. Плачет маленький Дима. Ищет целый день собаку. Пришла мама с работы. Нашла Капельку под крыльцом.

Была зима. Витя бегал на коньках по льду. Ему жарко. Витя стал есть снег. Теперь он болен. Ему больно глотать. Нельзя, Витя, есть снег!

Гена уже большой. Мама дала мальчику деньги. Гена идет в кино. Днем фильм для школьников. Гена любит мультфильмы. Собака Булька скулит. Но собакам нельзя в кино. Булька ждет Гену дома.

Творческие диктанты.

Ель, ельник.

Учитель, учительница.

Мебель, мебельный.

Уголь, угольный.

Зверь, зверьки.

Огонь, огоньки.

Окунь, окуньки.

Конь, коньки.

Контрольные диктанты.

Дул сильный ветер. Лил дождь. Гулять было нельзя. Мальчики играли дома. Собака Жулька ушла под крыльцо. Кот Васька спит на стуле. Пришла осень. (23 слова.)

Юра - школьник. Отец дал мальчику альбом. Юра взял кисть и краски. Он рисует зимний день. Бульвар белый от снега. Вдоль бульвара маленькие елочки. Они тоже в снегу. (27 слов.)

Пришла осень. День стал меньше. Клены и березы голые. Только ельник зеленый. По утрам хрустят тонкие льдинки. Зябнут пальцы. Пора надеть теплое пальто. (23 слова.)

Ребята на льду. Мальчики бегут на коньках. С ними собака Пальма. Она лает. Маленькая Аня горько плачет. Ей страшно. Не надо плакать, Аня! Пальма - умная собака. (26 слов.)

Снежная баба.

Ясный день. Кругом снег. Маленький Миша дома. Он смотрит в окно. Мальчики лепят снежную бабу. Баба большая, ростом с Мишу. Глаза - угольки. Вот так баба! (25 слов.)

На бульваре.

На бульваре играют дети. Они шумят. У Лены кукла Юлька. Лена носит Юльку. Спи, Юлька! А Юлька спать не хочет. (20 слов.)