Тем кого мучает воздушная болезнь. Укачивание (Морская болезнь). Лечение морской болезни

Воздушная болезнь - болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц во время полета в самолете при его качке («болтанка») или при выполнении подряд нескольких фигур пилотажа. Самолет под влиянием движения воздуха, главным образом восходящих и нисходящих воздушных потоков, может испытывать качку по продольной оси и вертикали, а также так называемые рыскающие движения. Наиболее сильная качка («болтанка») самолета бывает днем в период с 12 до 15 часов, когда под влиянием солнечного тепла происходит наиболее интенсивное перемешивание воздушных масс.

При полете на малых высотах качка самолета наблюдается чаще. В связи с тем что современные высотные реактивные пассажирские самолеты летают на больших высотах, где перемешивание воздушных масс незначительно, явлений качки на них почти не отмечается. При качке вдоль продольной оси вправо и влево, а также при рыскающих движениях самолета на человека действуют угловые ускорения. Возникающие при этих видах качки угловые ускорения относительно невелики по величине и не намного превышают пороговые физиологические раздражители. При качке, вызванной смещениями самолета по вертикали - вверх и вниз - имеют место прямолинейные ускорения, которые в несколько раз превышают физиологические пороговые раздражители для вестибулярного и отолитового аппарата.

Как возникает воздушная болезнь?

Механизм возникновения воздушной болезни и ее патогенез аналогичны морской болезни. В настоящее время считается, что основной причиной воздушной болезни являются механические раздражители, возникающие главным образом при смещении самолета по вертикали. Ускорения и изменения силы тяжести, развивающиеся при движениях самолета по вертикали, являются адекватными раздражителями вестибулярного анализатора.

Кумуляция раздражений вестибулярного анализатора может вызывать реакцию с вегетативной нервной системы в виде тошноты, рвоты, бледности кожи лица, головокружения, холодного пота.

Одновременно механические раздражители, имеющие место при качке, воздействуют на внутренние органы (органы брюшной полости и средостения способны смещаться) и многочисленные проприорецепторы, импульсы от которых, поступая в подкорковые центры, способствуют возникновению симптомокомплекса укачивания. Следует отметить, что центростремительные (радиальные) ускорения воздействуют не только на вестибулярный аппарат, но и на кровообращение, вызывая при этом соответствующие рефлексы вегетативной нервной системы.

Воздушная болезнь может развиться и по условнорефлекторному типу от одного вида самолета и воспоминания предшествовавшего случая укачивания.

Симптомы воздушной болезни

Воздушная болезнь имеет в основном ту же симптоматику, что и морская болезнь. Наиболее часто воздушная болезнь проявляется в виде тошноты, рвоты, бледности кожных покровов, холодного пота, подавленности психики. Реже отмечается затемнение сознания, астматическое состояние, диплопия, головная боль. После прекращения качки все явления укачивания, как правило, исчезают, но в течение некоторого времени могут оставаться слабость и легкое головокружение.

Летный состав в полете мало укачивается, но при совершении перелета в качестве пассажиров летчики укачиваются чаще, чем когда сами пилотируют самолет.

До 11 % пассажиров воздушного транспорта страдают от воздушной болезни.

В результате перехода к использованию на гражданских авиалиниях высотных реактивных самолетов, летающих на больших высотах, где нет качки, число пассажиров, страдающих воздушной болезнью резко сократилось.

Воздушная болезнь более легко возникает при общем переутомлении, повышенной чувствительности вестибулярного аппарата к ускорениям, органических заболеваниях центральной нервной системы, нарушении желудочной секреции, желчнокаменной и почечнокаменной болезни, гипотонии.

Большое значение, по-видимому, имеет эмоциональное состояние.

Профилактика и лечение воздушной болезни

Профилактикой воздушной болезни является также борьба с факторами, способствующими ее развитию. В этом отношении для летного состава имеет значение строгое соблюдение режима труда и отдыха. Пассажирам воздушного транспорта рекомендуется совершать перелеты после хорошего сна. Прием слишком обильной пищи так же нежелателен, как и умышленное голодание перед полетом. Пассажирам, особенно легко укачивающимся, рекомендуется или летать на высотных реактивных самолетах, или совершать перелет ночным рейсом, когда движение воздуха меньше, кроме того, во сне качка переносится легче.

Фармакодинамическое действие различных медикаментов, предложенных для борьбы с воздушной болезнью, в основном направлено на снижение парасимпатического эффекта укачивания.

К медикаментозным средствам, применяющимся для профилактики и борьбы с воздушной болезнью, относятся скополамин, атропин, гиосциамин, бром, белладонна (например, аэрон), амилнитрит и др., т. е. те же препараты, что и для лечения морской болезни.

Медикаментозные средства довольно часто предотвращают и снимают явления воздушной болезни, но иногда оказываются неэффективными.

Болезненное состояние укачивания (кинетоз), возникает у человека при передвижении на морском транспорте («морская болезнь»), при езде на автотранспорте, при полетах на самолетах («воздушная болезнь»), и при поездках в поездах («железнодорожная болезнь»). Также встречается при посещении экстремальных аттракционов, особенно при длительном нахождении на качелях.

Наиболее подвержены укачиванию женщины и дети в возрасте от 2 до 12 лет.

Официальная статистика утверждает, что кинетозом страдает до 10% населения земли.

Развиться это неприятное состояние может у каждого человека при длительном воздействии неблагоприятного фактора и ослабленном физическом состоянии, при проблемах с психикой.

Наиболее тяжелые формы кинетоза возникают при морских передвижениях. Вызваны они продолжительным воздействием качки. В самолете человек не находится длительное время, как и в автотранспорте, поэтому явления укачивания в них выражены менее интенсивно и быстро уходят. А вот многодневные, или недельные передвижения на корабле могут пагубно сказаться на здоровье человека. Возникающие переменные ускорения в разных плоскостях, при морской и океанической качках, замкнутое пространство, высокая температура атмосферы, повышенная влажность, духота и страх перед болезнью, усугубляют течение морского кинетоза.

Обратите внимание: люди более молодого возраста чаще болеют морской болезнью, чем средний и пожилой возраст. Склонностью к укачиванию обладает около 70% людей от 18 до 25 лет.

В каютах носовой части корабля морская болезнь возникает чаще, чем в жилых помещениях кормы. Наиболее благоприятные условия для жизни в средней части судна.

Способствуют развитию укачивания (болезни движения) , запахи ядовитых веществ и смесей, принятие алкоголя и жирной пищи, переедание, прием некоторых медикаментов.

Возникновение проявлений болезни движения связано с очень сложным механизмом разбалансированной работы вестибулярного аппарата, мозга и органов. Рецепторы, воспринимающие изменение положения тела, находятся в анатомически сложном вестибулярном аппарате, в специфической жидкой среде (эндолимфе) отолитового комплекса и полукружных каналов. Во время перемещения тела эндолимфа приходит в движение раздражая при этом рецепторы, которые передают сигналы в мозг. Таким образом, человек ощущает изменение своего положения.

Монотонные и периодические изменение положения тела, особенно с ускорением вызывают разбалансировку работы рецепторов, передающих в мозговую ткань сигналы. Мозг, в свою очередь, реагирует мощными и патологическими импульсами, посылаемыми на органы человека, с возникновением проявлений укачивания.

Дополнительным звеном развития кинетоза является несоответствие раздражителей, которые поступают в мозг из вестибулярного аппарата и информацией, получаемой через зрительный анализатор. Этот феномен происходит при нахождении человека в замкнутом пространстве, перемещающимся вместе с ним.

Обратите внимание: глаза в этом случае передвижения не видят, а тело (вестибулярный аппарат) его ощущает. Такое несоответствие вызывает дополнительную нагрузку на нервную систему с формированием болезненных признаков укачивания.

Степень выраженности жалоб при кинетозе зависит от многих причин, немаловажное значение при этом имеет характер и темперамент человека. Более спокойные люди переносят эту болезнь легче, чем возбудимые. Картина патологических признаков укачивания очень разнообразна и индивидуальна. Симптомы болезни могут быть изолированными и проявляться комбинациями описанных ниже проблем.

Морская болезнь может вызывать:


Условно выделяется три степени тяжести кинетоза:

  1. Лёгкая степень . Жалобы редко выходят за рамки признаков головокружения, тошноты и обильного слюнотечения.
  2. Средняя степень . К имеющимся в легкой степени симптомам присоединяются приступы рвоты, слабости, нарушения сна.
  3. Тяжелая степень . Болезненные проявления достигают максимума, у больного появляется страх смерти, мучительная рвота и комбинации вышеописанных проблем.

Психические формы проявления морской болезни:

  • астеническая . Для нее характерна подавленность больного, резкая заторможенность и эмоциональное угнетение;
  • ажитированная . При этом варианте человек, страдающий укачиванием излишне эмоционален, много и громко говорит, смеется без особых причин, в его поведении сквозит театральность, вычурность поз, наблюдается чрезмерная подвижность;
  • смешанная . Проявления этой формы состоят из посменного чередования астенической и ажитированной типов психических реакций, часто с преобладанием одной из них.

На течение морской болезни влияет общее физическое состояние человека и имеющиеся болезни. Сильная усталость, стрессы, физические и психические перегрузки усугубляют болезненные проявления укачивания. Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца, мочевыделительной системы также способствуют ухудшению состояния.

Обратите внимание: вместе с уходом качки жалобы быстро исчезают.

В некоторых случаях больные продолжают плохо себя чувствовать еще некоторое время. Симптомы укачивания постепенно уходят.

Степень выраженности болезни зависит от индивидуального порога возбуждения рецепторов. Чем он ниже, тем чаще и быстрее возникает недомогание, даже от незначительных провоцирующих факторов.

Лечение морской болезни

Лечение морской болезни основано на уменьшении влияния патологических импульсов и, идущих в центральную нервную систему из рецепторов вестибулярного аппарата, а также на снижении чувствительности самих рецепторов.

Группы лекарственных препаратов, применяемых при укачивании:

  • лекарства, блокирующие ацетилхолин – Скополамин, Аэрон, Гиосциамин. Дозы, кратность и длительность приема этих медикаментов устанавливаются индивидуально, под наблюдением врача, так как эти препараты при неправильном назначении могут усугубить проблемы морской болезни.
  • Лекарства, действующие на уровне вегетативного отдела ЦНС – основной препарат этой группы Платифиллин.
  • Снотворные, успокаивающие (транквилизаторы) или стимуляторы ЦНС – лекарства из этих групп назначают с учетом тяжести и формы укачивания. А также, при преобладании в жалобах определенных выраженных симптомов. Допускается одновременное применение успокаивающих и стимуляторов ЦНС.

Некоторые медикаменты можно применять в профилактических целях, еще до попадания в условия, способствующие началу морской болезни. Дозу и препарат обязательно должен назначать врач, знающий все индивидуальные особенности пациента.

В продаже имеются комплексные таблетки от укачивания, включающие в разных комбинациях и дозах препараты перечисленных групп.

При необходимости лечение дополняют спазмолитическими медикаментами, антигистаминными препаратами и даже местными анестетиками.

В комплекс лечения, особенно при тяжелых формах включают симптоматические средства, для устранения жалоб со стороны внутренних органов (сердца, желудка и кишечника, почек и т.д.).

Профилактические мероприятия по предупреждению морской болезни

Профилактика, прежде всего, касается молодых людей, которые решили приобрести профессию, связанную со службой на кораблях морского флота, летчиков, железнодорожников. Все желающие связать свою жизнь с этими видами деятельности должны пройти тщательную медицинскую комиссию, а также проходить периодические медицинские осмотры.

Моряки, летчики, машинисты железнодорожного транспорта должны следить за своим здоровьем, заниматься физической культурой, закаливанием, свести к минимуму прием алкоголя и табака, а также использовать специальные профилактические упражнения.

Во время выхода в море надо стараться чаще бывать на палубе, смотреть на предметы вне судна, чтобы восстанавливать нормальное взаимоотношение ощущений тела с окружающей обстановкой вне корабля.

Питание должно дополняться изобилием соленых и кислых продуктов, обладающих свойством «загружать» работой органы пищеварения и уменьшать патологические импульсы во время качки, идущие из мозга к органам.

Во время плавания и на суше необходимо выполнять специальные тренировочные комплексы упражнений для постоянной поддержки вестибулярного аппарата и его правильного взаимодействия с центральной нервной системой. В состав гимнастики входят наклоны и повороты головы, наклоны и вращения туловища, прыжки. Очень полезны акробатические упражнения – кувырки вперед и назад, стойка на голове и руках, «колесо» и т.д. Полезно тренировать вестибулярный аппарат на качелях.

Мощным профилактическим действием обладает достаточной продолжительности ночной сон и дневной отдых, особенно в условиях жаркого климата.

Все помещения корабля должны подвергаться регулярному проветриванию или кондиционированию.

Особое внимание следует уделять людям, которые находятся в море, или других условиях, вызывающих укачивание в качестве пассажиров, и не имеют специальной подготовки, а также у которых имеются болезни, способствующие возникновения кинетоза. Наиболее тяжело приходится тем, кто уже неоднократно испытывал тягостные ощущения укачивания в прошлом.

Возникающие у них страхи перед качкой следует устранять постоянным переключением внимания, особенно полезны физические упражнения, работа, пребывание на воздухе.

  • Отчего в самолете укачивает
  • Причины возникновения «воздушной болезни»
  • Проявления воздушной болезни
  • Что делать, чтобы вас не укачивало в самолете

Можно страдать в дороге от укачивания, а можно - от кинетоза… Впрочем, это шутка, ведь именно так медики называют тошноту и головокружение, которые две трети людей испытывают во время движения транспорта. Впрочем, есть и еще одно название - «морская болезнь», поскольку еще 100 лет назад как следует «укачаться» можно было только на корабле. Сегодня же все чаще вместо «морской болезни» говорят о «воздушной».

Как пережить полет без спасительных бумажных пакетиков? Разбираемся!

Отчего в самолете укачивает

Самолет, конечно, не корабль в штормовом море, но под действием восходящих и нисходящих воздушных потоков и в нем может возникнуть серьезная «болтанка»: самолет начинает «рыскать» влево и вправо, качка идет и по вертикали. Еще неприятнее становится, если пилот вынужден выполнять какие-либо маневры, ну и, само собой, во время взлета и посадки, когда резко меняется высота полета.

Интересный факт: хуже всего «болтает» с полудня до трех часов дня, когда нагретые солнцем воздушные массы начинают перемешиваться особо интенсивно.

Сильнее качка при полете на малой высоте, а также при прохождении грозового фронта.

Интересный факт: качка «вправо-влево» (когда самолет как бы покачивает крыльями) обычно не вызывает укачивания пассажиров, а вот движения вверх-вниз быстро превосходят адаптивные возможности нашего вестибулярного аппарата.

Причины возникновения «воздушной болезни»

Как вы, наверное, догадались, укачивание на корабле, в самолете и в машине имеет общие корни. Наш организм ощущает ускорение транспортного средства, а в случае с самолетом - еще и изменение силы тяжести. Вестибулярный аппарат готов реагировать, но глаза сообщают мозгу, что все в порядке, тело пребывает в полной неподвижности в салоне автомобиля или самолета.

Интересный факт: хотя от морской болезни страдает двое из трех людей, от воздушной - только каждый десятый. Это связано с тем, что современные реактивные самолеты летают на высоте, где перемешивание воздушных потоков незначительно.

Первой сдается вегетативная нервная система: появляется тошнота, бледность, головокружение, выступает холодный пот.

Органы брюшной полости тоже не «приклеены намертво» - даже небольшие смещения во время сильной качки делают тошноту неконтролируемой - начинается рвота.

Наконец, радиальные ускорения, добавляют нагрузку и системе кровообращения, впрочем, для этого вам потребуется сойти с самолета и пересесть на карусель.

Интересный факт: чтобы воздушная болезнь проявилась в очередной раз, вам даже не обязательно садиться в самолет; несколько неудачных полетов, и многих начинает тошнить от одного вида самолета.

Проявления воздушной болезни:

  • бледность,

    холодный пот,

    страх, угнетенное настроение.

Реже она проявляется как:

    затемнение сознания,

    кашель, затрудненное дыхание,

    двоение в глазах,

    головная боль.

Интересный факт: когда профессиональные пилоты совершают перелет в качестве пассажиров, их укачивает чаще, чем когда они за штурвалом.

Что делать, чтобы вас не укачивало в самолете

Настройтесь на полет

Значительно сильнее укачивает людей, которые устали, не выспались, больны и напуганы. Некоторые пассажиры, опасаясь рвоты, стараются не есть перед и во время полета. Но это только усиливает тошноту.

Совет: перед полетом выспитесь, отдохните, съешьте легкую закуску и успокойтесь

Примите таблетку

В арсенале медиков есть огромное количество препаратов, предотвращающих приступы кинетоза. В качестве действующих веществ в них используется скополамин, атропин, гиосциамин, бром, белладонна, амилнитрин… список довольно велик. В аптеке без рецепта можно купить популярный препарат Драмина - его действия хватит на шесть часов, а применять его можно даже трехлетним детям.

Важно! Драмина запрещена женщинам во время первого триместра беременности, а ее прием во втором и третьем триместре обязательно должен быть согласован с вашим лечащим врачом!

Но что делать, если вы как раз беременны? Тогда вы должны знать, что в самолете есть места, где укачивает меньше.

Выбор места в самолете

Меньше всего укачивает в передней части самолета и на местах, которые расположены напротив крыльев. Постарайтесь заранее зарегистрироваться именно на эти места. Если опасаетесь за свое самочувствие во время полета.

Интересный факт : сильнее всего от воздушной болезни страдают дети от 2 до 12 лет и беременные.

Еда от укачивания

Наиболее популярным «пищевым» средством от укачивания издавна считается имбирь. Так что возьмите с собой в полет пачку имбирных леденцов.

Если не хотите весь полет хрустеть леденцами - капните на салфетку мятное или лавандовое эфирное масло и нюхайте его при приближении дурноты.

Хорошо помогает кислое - мандаринка поможет унять тошноту, лимонные леденцы, кстати, справятся не хуже.

И, главное, помните: воздушная болезнь без следа пройдет сразу после завершения полета. И пусть она станет самым неприятным моментом в вашем чудесном путешествии!


Описание:

Воздушная болезнь (кинектоз, или болезнь движения) - нарушение функции вестибулярного аппарата.


Симптомы:

Выраженные формы воздушной болезни проявляются головокружением, тяжестью в голове, головной болью, мышечной слабостью, сонливостью, страхом, зябкостью, ухудшением зрения, искажением вкусовых ощущений, сухостью во рту, тошнотой, рвотой, бледностью или покраснением лица, повышенным потоотделением и др.


Причины возникновения:

Вызывают воздушную болезнь "болтанка" самолета, т.е. вертикальные резкие броски вниз и вверх, маневры и "рыскание" самолета. Рыскание - перемещение воздушного судна от заданного направления полета под действием бокового ветра.


Лечение:

Для лечения назначают:


Для предупреждения воздушной болезни следует рекомендовать хороший отдых перед полетом, необильный прием пищи за 1-2 часа до вылета (вылет натощак в два раза снижает устойчивость к воздушной болезни). В полете можно: 1) откинуть голову и туловище назад, закрыть глаза и попытаться заснуть (задремать); 2) сосать леденцы; 3) выпить чашку чая или кофе; 4) направить струю холодного воздуха на лицо; 4) использовать дыхание кислородом; 5) применять фармакологические средства: дипразин (пипольфен) - 25 мг; дибазол - 20 мг, пиридоксин (витамин В6) - 100 мг. Выше эффективность комплексного препарата акинет, включающего в себя дипразин, дибазол, пиридоксин в указанных выше дозах и кофеин бензоата натрия - 200 мг; а также плавефин и феплавин. Эффективность всех препаратов, принятых перед полетом, вдвое выше, чем принятых в начале развития воздушной болезни.

"Морская болезнь" не такая уж страшная штука. Но в то же время забывать о ней совершенно не стоит. Надо быть готовым к подобным испытаниям, и тогда путешествие не будет омрачено неприятными воспоминаниями.

Укачивание, или морская болезнь, - это состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледностью кожи и появлением холодного пота, головокружением, тошнотой. Тяжелые формы укачивания сопровождаются неукротимой рвотой; человек жестоко страдает и становится совершенно беспомощным.

Количество людей, не подверженных морской болезни, невелико (6-8%). В лучшем случае она вызывает просто неприятные ощущения, в худшем - будет такой тяжелой, что полностью исключит все удовольствие от плавания. Эта болезнь движения по-научному называется кинетоз.

В зоне риска данного недуга: женщины, в первую очередь, беременные, а также люди пожилого возраста. В ряде случаев лицам из группы риска необходимо просто отказаться от поездок, но в целом если соблюдать некоторые правила, негативные последствия морской болезни можно снизить.

Причины возникновения

Морская болезнь начинается из-за сенсорного конфликта, когда разные "датчики" человеческого организма посылают противоречивые сигналы в мозг. Подобная ситуация возникает в условиях стресса, так что эти факторы могут действовать вместе. Воспринимая это, как некую патологию, организм увеличивает производство свободного гистамина, который, в первую очередь, вызывает тошноту, затем, слабость, головокружение вплоть до полной потери работоспособности. Некоторые люди более чувствительны, другие менее, но все могут укачаться в определенных условиях.

  • Состояние озабоченности или страха,
  • Характер качки
  • Работа за штурманским столом, или чтение
  • Штормовая погода и сопутствующие стрессовые факторы
  • Усталость
  • Запах или процесс приема пищи

Когда возникает качка, будь то на борту корабля, самолета или в салоне автобуса, тело стремится соответствовать земной оси, а вестибулярный аппарат с этим не справляется. В результате мозг получает неправильную информацию о положении тела, а потому выдает крайне негативную реакцию: возникают тошнота, рвота, круги перед глазами.

Как бороться?

Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с морской болезнью? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, которые влияют на развитие укачивания, это общеизвестно. Ограничить движения головой можно произвольно, но лучше, если она будет опираться на соответствующую опору - подголовник, валик и т.п. Следует помнить, что на борту судна, испытывающего качку, морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси.

Вот несколько советов, которые помогут справиться с собой как на корабле, так и в самолете.

  • Не думайте о качке и, если у кого-нибудь начнется приступ дурноты, не примеривайте на себя его положение.
  • Постарайтесь избегать неприятных запахов - они могут спровоцировать начало морской болезни. Хорошо иметь при себе носовой платок, смоченный туалетной водой с приятным запахом.
  • Ночной полет или ночное плавание переносятся легче, чем дневные. Выбирайте ночные рейсы.
  • Не слишком увлекайтесь едой -переедание при качке чревато известными последствиями.
  • Вопреки расхожему мнению, алкоголь не помогает при качке.
  • Перед дальней дорогой постарайтесь хорошенько выспаться.
  • Старайтесь поменьше двигаться, в крайнем случае делайте это плавно.
  • Читать в дороге не рекомендуется, но если очень хочется - постарайтесь принять самую удобную позу.
  • Сосредоточьте свой взгляд на чем-нибудь неподвижном. Это поможет вернуть равновесие вестибулярному аппарату.

Если случилось

Сначала имеет смысл попробовать народные методы, и медикаменты, не требующие рецептов. Народные средства включают имбирь, и "акупунктурные", раздражающие кожу в определенных местах, браслеты и пояса,

и холодный компресс.

Ученые доказали, что пакет со льдом, прикладываемый к голове и шее во время путешествия, способен значительно снизить интенсивность неприятных симптомов, особенно тошноты. Лед можно заменить влажной холодной тканью. Особенно эффективен этот способ в сочетании с теплой грелкой на ступнях.

Список медикаментов содержит витамин С, противогистаминные препараты и стугерон.

Разные люди по разному восприимчивы к лечению, поэтому невозможно рекомендовать какой-либо один метод или лекарство, которые эффективно работают для всех.

Витамин С , по последним данным исследований немецких ученых, нарушает производство гистамина, для чего достаточно 1-3 грамм. Пакетики Emergen-C, которые содержат 1 грамм витамина С, комплекс из 31 минерала, плюс фруктозу, предназначены для восполнения ежедневной потери электролита и помогают сохранить уровень сахара в крови. Нужно выпить литровую бутылку воды с таким пакетиком за два часа до выхода в море, и через час после начала похода. Практика показывает, что это чрезвычайно эффективно для большинства людей.

Противогистаминные препараты, во всяком случае большинство из них, вызывают серьезную сонливость, что делает эти лекарства неподходящими для моряков, которые должны эффективно нести вахтенную службу. Для того, чтобы они нормально подействовали, антигистаминные препараты необходимо начинать принимать заранее, обычно за сутки до выхода в море, и затем непосредственно перед отходом. Любые таблетки не очень удобны, поскольку при возникновении тошноты их трудно удержать внутри.

Стугерон (cinnarizine 15mg таблетки), производит впечатление самого эффективного средства от морской болезни, среди лекарств, отпускаемых без рецептов. Во многих случаях он может работать лучше, чем лекарства, отпускаемые по рецептам врачей.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Для любого лекарства, которое вы собираетесь использовать, вне зависимости от того, без рецепта оно отпускается, или по рецептам, есть список побочных эффектов, с которым нужно ознакомиться, и опробовать на себе в спокойной береговой обстановке, чтобы знать, как оно работает.

Приятного путешествия!